Устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
3862
Союз Советских
Социалистических
Республик л
Кл 2
D 11/02
D 19/00
1 асударатаенный кемнтет ссср но делам нзебретеннй н еткрытнй
К 621.438
8) (72) Авторы изобретения
М. А. Трубилов и В.Ф. Гуторов
Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф. Э. Дзержинского (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ КАСАНИЙ РОТОРА
О СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение касается устройств для ре гистрации касаний ротора о статор турбомашины.
Известно устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, со= держащее индуктивные датчики, соединенние с вторичным прибором (1).
Однако такое устройство не обеспечивает удовлетворительной точности, особенно при работе в среде с высокой температурой и давлением.
Известно также устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, являющееся наиболее близким к предложенному по технической сущности. Оно содержит датчики, установленные в статоре и соединенные с вторичным прибором (2).
Однако и при таком выполнении устройства точность регистрации недостаточно высока, к тому же его конструкция относительно сложна.
Целью изобретения является повышение точности и упрощение конструкции устройства.
Это достигается тем, что в предложенном устройстве датчики выполнены в виде термопар и размещены во вставках, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных в статоре с переменным в окружном направлении радиальным зазором, составляющим 0,5 — 2,0 радиального зазора между статором и ротором.
На фиг. 1 изображена турбомашина с предлож иным устройством для регистрации касаний ротора о статор, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1. Устройство для обнаружения касаний ротора о статор содержит датчики в виде термопар 1, 2, установленных во вставках 3, 4, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных на статоре 5 с переменным в окружном направлении радиальным зазором соответственно о и о, составляющим 0,5 — 2,0 радиального зазора „ между статором 5 и ротором 6. Термопарй
1, 2 и термопара 7, расположенная в потоке, соединены с вторичным прибором 8, записывающим показания этих термопар.
При работе турбомашины в случае уменьшения зазора до 05 б„„ротор касается вставки 3 и последняя разогревается. Появившаяся при этом разность температур между показаниями термопар 1 и 7 регистрируется прибором 8 и свидетельствует об умень663862
А-А фиг.Е
7иг.l
Составитель С. Зарицкий
Редактор Е. Кравцова Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева
Заказ 2954/29 Тираж 606 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытйй
I 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П ПП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3. шенин зазора до определенной величины.
Зная место установки термопары 1, можно выявить причину возникновения касания и принять меры по их устранению. Если зазор продолжает уменьшаться, начинается разогрев следующей вставки и так далее (если вставок больше двух).
Таким образом, регистрируя показания вторичного прибора, можно определить изменение радиального зазора.
Возможно подключение термопар 1, 2, 7 к системе защиты турбомашины (не показана), отключающей последнюю при достижении предельного значения радиального зазора.
Повышение точности обусловлено уменьшением или исключением влияния побочных факторов на показания прибора, а так же определением динамики изменения радиального зазора между ротором и статором до и в момент касания.
Формула изобретения
Устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, содержащее датчики, установленные в статоре и соединенные с вторичным прибором, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности и упрощения конструкции, датчики выполнены в виде термопар и размещены во вставках, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных в статоре с переменным в окружном направлении pate диальным зазором, составляющим 0,5 — 2,0 ,:- радиального зазора между статором и ро. тором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чернецкий A. С. Пуск современных
ПТУ большой мощности М., БТИ ОРГРЭС, 1960, с. 61 — 65.
2. Авторское свидетельство СССР № 191170, кл. F 01 D 11/00, 1965.