Контроллер, преимущественно для управления коробками передач транспортных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИ

ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

64232Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 91732 (22) Заявлено 0906.77(21) 2493748/24-0

Кл.2

1 Н 21/82 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2 50 579. Бюллетень Nо

Дата опубликования описания 2505.7

) .621. 31 б. 53. . 6 29 . 113-585 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А.П.Недялков и E.Ä.Òóðòàíoâ

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт HAMH (71) Заявитель (54) КОНТРОЛЛЕР ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

KQPO5KAHH ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Изобретение относится к транспортным машинам и, в частности, касается устройств управления коробками передач.

Известен контроллер по авт.св.

9 173287, содержащий корпус, крышку, поворотную ось, установленную между корпусом и крышкой, кулачковый барабан, закрепленный на оси, качающийся рычаг управления, установленный на оси барабана и связанный с ним штифтом, проходящим сквозь овальное отверстие в оси, фиксатор, установленнйй на расположенном внутри контроллера конце рычага управления и взаимодей- 15 ствующий с выступами крышки, пластинчатые контакты, взаимодействующие с кулачковым барабаном и центральный контакт, связанный с рычагом управления втулкой, установленной на оси 2О барабана и соединенной с штифтом рычага. Упомянутый фиксатор выполнен в виде закрепленной на конце рычага втулки с установленным внутри нее подпружиненным толкателем, снабженным на конце шариком. A центральный контакт выполнен в виде пластинчатого рычага с контактом на одном конце и вилкой на другом конце, снабженной штифтами, входящими в проточку втул- ЭО ки рычага управления, и опорой, расположенной между концами рычага и установленной на корпусе контроллера (1).

Недостатком такого контроллера является недостаточная надежность из-за отсутствия возможности синхронизировать ведущие и ведомые элементы коробки передач при переключении с высшей на низшую несинхронизированную передачу. Следствием этого является наличие сколов торцов зубьев. шестерен постоянногО зацепления, что существенно сокращает долговечность

:коробки передач.

Целью изобретения является новышение надежности.

Для этого в контроллере на корпусе установлены с возможностью взаимодействия с пластинчатым рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен с возможностью,взаимодействия с указанным упором выступ.

На фиг.1 показан предлагаемый контроллер; с блок-схемой; на фиг.2 то же,но с рычагом управления на упор;фиг.3 — вид A фиг.2;фиг.4 представлен фиксатор; фиг.5 показана установка рычага управления на оси;

664232 фи"..6 представллены различные положения центрального контакта, расположенного на конце пластинчатого рычага.

Контроллер содержит корпус 1, крышку 2 и установленную между ними поворотную ось 3. йа ней штифтам 4 закреплен кулачконый барабан 5. На оси 3 установлен также качающийся рычаг б управления; связанный с осью штифтом 7, проходящим сквозь отверстия 8 оси 3. На конце рычага 6 управления, находящимся внутри контроллера размещены фиксаторы 9 и блокирующая пружина 10. фиксатор 9 состоит из втулки ll, в которой установлен толкатель 12 с шариком 13 на конце. Фйк- (5 сатор 9 снабжен пружиной 14, упирающейся одним концом в толкатель 12, а другим — в штифт 15, входящий во втулку 11. Шарик 13 фиксатора взаимодействует с впадинами 16 крышки 2. Ма кор- 20 пусе 1 контроллера установлены панели с пластинчатыми"контактами 17, взаимодействующими с барабаном 5, и центральный контакт, выполненный в виде пластинчатого рычага 18, закрепленного на оси 19. На одном конце пластинчатого рычага 18 установлен электрический контакт 20, а на другом — вилка 21 с штифтами 22, входящими в проточку втулки 23, находящейся на оси 3 и соединенной со штифтом 7. Между штифтами 4 и 7 размеще- на пружина 24. На рычаге б также установлена лампочка светового указателя

25 включаемой передачи, а на крышке

2 — прозрачные указатели 26. На корпусе 1 контроллера устанонлены электрические контакты 27 выключения сцепления и контакты 28 включения . йеред;:ч, управляемые пластинчатым ры:чагом 18 с контактами 20. К контакту 40

27 подключен электромагнит 29 выключения сцепления, а к контакту 28 — механизм 30 управления коробкой передач, Электромагнит 29 выключения сцепления, а также электромагнит 31 45 уменьшения подачи топлива связаны с контактами 28 включения передач че:рез контакты 32 и 33 реле 34, управляемого концевыми выключателями мевЂ:жуанизма. 30 управления коробкой пере- 50 дач.

На ннутренней стороне крышки 2 контроллера выполнен упор 36, взаимодействующий с выступом, выполненным на поверхности 35:качающегося рычага б управления, обращенной к крышке 2 контроллера.

Контроллер работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг.l, шарик 13 фиксатора входит в одну из 60 впадин 16 крышки 2. Пружина 14 фиксатора прижимает шарик 13 к."крйшке

2 и отжимает конец рычага 6 управления вверх. Втулка 23 находйтбя вверху, вилка 21 рычага 18 также находит- 65 ся в верхнем положении, а противоположный конец пластинчатого рычага

18 с контактом 20 — в нижнем. В этом случае замкнут контакт 28 и включен механизм управления коробкой передач.

При переведении рычага 6 управления в другое положение (включение другой передачи) выступающий из контроллера конец рычага 6 управления отжимается вниз, а вместе с ним опускается втулка 23 с вилкой 21, а противоположный конец рычага 18 поднимается. При этом контакт 28 размккается и выключается механизм управления коробкой передач,а верхний контакт 27 замыкается и включается электромагнит 29 выключения сцепления.

Затем при понороте рычага б вокруг оси 3 шарик фиксатора выходит из нпадины 16, .поворачивается кулачковый барабан 5, и пластинчатые контакты

17 переключаются. При отпускании рычаг управления фиксируется в новом положении, втулка 23 поднимается, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 перемещается вниз, контакт 28 замыкается и включается механизм управления коробкой передач.

Так происходит переключение с низшей на высшую и с высшей на низшую синхронйзирбванные передачи.

В случае переключения с высшей на низшую несинхронизированную передачу (с поз ° 2 на поз. 1 по фиг.3) также отжимается рычаг управления, пластинчатый рычаг 18 поднимается и замыкается контакт 27 (фиг.б,в) выключения сцепления ° Затем рычаг управления поворачивается вокруг оси 3 на одно фиксированное положение и отпускается. Под действием пружины 24 рычаг 6 поднимается вверх до тех пор, пока поверхность

35 рычага управления не встает на упор. 36 (фиг.2,бв) .При этом пластинчатый .рычаг 18 с контактами 20 опустится до среднего положения (фиг.бб) между контактами 27 и 28, что соответствует включенному сцеплению и выключенной передаче и позволяет синхронизировать ведущие и ведомые элементы коробки передач при увеличении оборотов двигателя.

Для того чтобы включить передачу, необходимо рычаг управления б вытянуть вдоль оси вправо, сжимая блокирующую пружину 10. При этом рычаг управления сойдет с упора 36 и полнймается под действием пружины 24 вверх, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 опустится и замкнет кон= такт 28 включения передачи (фиг.6 в)

Указайное выполнение контроллера для управленйя коробкой передач транспортной машины путем синхронизации ее ведущего и ведомого элементов при переключении с высшей на низшую несинхронизированную передачу предотвращает сколы зубьев шестерен

6642 непостоянного зацепления, в результате чего повышается долговечность коробки передач .

Фс рмула изобретения

Контроллер, преимущественно для. 5 управления коробками передач транспортных машин по осн.авт.св.9173287, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности,на корпуср

3:.

6 установлены с возможностью взаимодействия с пластинчатым рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен, с возможнос- . тью взаимодействия с указанным упором выступ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

Р 173287, кл. Н 01 Н 21/80, 1963.

664232

zs

Юг. У г7 2а

27 го

27

Фиг. 6

Составитель н.Кузнецова

Редактор Ю. Челюканов Техред Э. Чужик Корректор A.Ððèöåíêî

«О

Заказ 3010/50 тираж 922 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауыская наб., д.4/5.

Филиал ППП Патент -, r .Óæãîðîä, ул.Проектная,4