Способ определения перехода ковша драглайна в зону его опасной растяжки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ц665062

О П И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТИУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.12.77 (21) 2549515/29-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.79. Бюллетень № 20 (51) M. Кл.

Е 02F 3/48

Государственный комитет (53) УДК 621.879.38 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.05,79 (72) Авторы изобретения В. И. Ключев, A. М. Усманов, В. Н. Остриров, Ю. Т. Калашников, М. М. Кошевой и Э. И. Чувпило

Московский ордена Ленина энергетический институт (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХОДА КОВША

ДРАГЛАЙНА В ЗОНУ ЕГО ОПАСНОЙ РАСТЯЖКИ

Изобретение относится к землеройной технике, в частности,к экскаваторам-д раглайнам, имеющим средства для предотвращения аварийных ситуаций в процессе их работы, например для определения пересечения IKQBIIIQM зоны его опасной растяжки.

Известен способ определения момента пересечения ковшом драглайна границы зоны опасной его растяжки, заключающийся в том, что из меряют длины канатов подъема 10 и тяги, вычисляют их сумму, сравнивают ее с заданной, определяющей границу зоны опасной растяжки, и при равенстве действительной и заданной сумм производят определение момента пересечения зоны опас- 15 ной растяжки ковша (1).

Недостатком указанного способа является необходимость высокой точности измерения длин канатов, обусловленной тем, что вблизи стрелы в зоне опасной растяж- 20 ки малым перемещениям ковша по направлению канатов соответствуют значительные перемещения .ковша в направлении стрелы, причем этот эффект усиливается по мере приближения ковша к стреле. 25

Другим известным техническим решением является устройство, в котором:реализован способ определения перехода ковша драглайна в зону его опасной растяжкч, заключающийся в регистрации положения 30 тягового каната (2).

Однако данный способ имеет существенные недостатки, заключающиеся в необходимости выполнения операции непосредственного измерения угла и сравнения его с заданным, для реализации которой применяются достаточно сложные механические устройства и электрические аппараты. В этом случае не предоставляется возможным обойтись без механической связи между канатом и измерительным устройством, что не снособствует повышению надежности способа.

Целью изобретения является повышение надежности и точности определения момента перехода ковша драглайна в зону его опасной растяжки.

Это достигается тем, что положение тягового каната определяют по силе реакции на его направляющем блоке и по изменению знака этой силы судят о переходековша в зону его опасной растяжки.

На фиг. 1 показано устройство для реализации способа; на фиг. 2 — зависимость силы реакции в верхней консоли узла направляющего блока от угла между тяговым канатом и стрелой.

Устройство содержит датчик 1 усилил, подшипник 2, верхнюю цапфу 3 направляющего блока, верхнюю консоль 4, блок 5 и тяговый канат 6. Датчик 1 усилия устанавливают в месте крепления подшипника 2

665062 (20аУ

Диг. 2

Диг. 1

Составитель Н. Туленинов

Техред А, Камышникова Корректор А. Галахова

Редактор Д, Павлова

Заказ 1043/10 Изд. № 362 Тираж 779 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 верхней цапфы 3 направляющего блока, в частности на верхней, консоли 4.

Способ поясняется работой устройства, которая заключается в следующем.

По мере приближения ковша драглайна к стреле измеряют датчиком 1 силу реакции на верхней консоли направляющего блока 5, получают электрический сигнал, пропорциональный величине упругой деформации датчика и силе реакции на кон- 10 соли. Сила реакции изменяется в зависимости от угла между тяговым канатом 6 и осью 7 стрелы по следующему закону:

Q = 2F,.cos / " X

cz в/3 -1- ю г/3 -+- с.„ — sin — соз

2 2 б а — +— 20

R R где Q — сила реакции; р, — угол между осью стрелы и тяговым канатом;

F, — натяжение тяговых канатов; 25

R — радиус направляющего блока; а, в — расстояние от оси направляющего блока до верхней и нижней консоли соответственно.

Отношение а:R независимо от величины 30

F, однозначно определяет ср„при котором

Qизменяет знак,,как это показано на фиг. 2 для порожнего и груженого ковша.

Таким образом, подбором параметров а и R удается получить заданной значение 35 позволяющее дать надежную информацию о моменте пересечения ковшом rpsницы зоны его опасной растяжки. Следует отметить тот факт, что наличие провисания тягового:каната, увеличивающегося по мере его вытравления, корректирует форму границы зоны опасной растяжки таким образом, что она располагается практически параллельно стреле.

Эффективность изобретения заключается в том, что она позволяет предельно простым способом с применением надежных, не требующих специального обслуживания и периодической наладки устройств получить сигнал в момент пересечения ковшом границы зоны опасной растяжки. В результате повышается надежность защиты стрелы и сокращаются потери при авариях, простоях на ремонт и техническое обслуживание.

Формула изобретения

Способ определения перехода ковша драглайна в зону его опасной растяжки, заключающийся в регистрации положения тягового каната, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и точности определения, положения тягового каната определяют по силе реакции на его направляющем блоке и по изменению знака этой силы судят о переходе ковша в зону его опасной растяжки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. А вторское свидетельство СССР № 215807, кл. Е 02F 3/48, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР № 383795, кл. Е 02F 3/48, 1969,