Устройство для стопорения вращающегося вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(1,665ИФ

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.03.75 (21) 2109045/25-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.79. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.79 (51) М. Кл.

F 16D 71/00

В 60Т 1/06

Государственный комитет (53) УДК 629.113-592. .6(088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Л. В. Зубченко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ

ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к вспомогательным тормозным устройствам транспортных средств.

Наиболее близким из известных технических решений является устройство для стопорения вращающегося вала, содержащее связанный с валом диск, на внешнем венце которого выполнен вырез, при этом одна грань выреза образована плоской поверхностью, радиально расположенной относительно оси диска, а другая — спиральной поверхностью, сливающейся с кольцевой поверхностью внешнего венца, и стопорный элемент, установленный с возможностью поворота (lJ.

Недостатком известного устройства является то, что вал может быть застопорен только в одном направлении. При изменении направления вала осуществить его стопорение невозможно, т. е. функциональные возможности устройства ограничены.

Цель изобретения заключается в расширении функциональных возможностей устройства.

Указанная цель достигается тем, что на внешнем венце диска симметрично первому выполнен второй вырез такой же конфигурации, а стопорный элемент установлен с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости диска и проходящей через его ось.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид со стороны диска; на фиг. 2— то же, вид со стороны стопорного элемента.

Устройство для стопорения вращающегося вала содержит жестко прикрепленный к задней крышке коробки передач тормозной щит 1 с резьбовой втулкой 2 с фиксирующей пружиной 3,. вращающуюся во втулке по резьбе рукоятку 4 со стопорным элементом, выполненным в виде валика 5. Диск 6 с вырезами 7 и 8 соединен с вращающимся

15 валом, в данном случае с карданным валом. Вырезы 7 и 8 имеют грани 9 и 10 для взаимодействия с валиком 5.

При необходимости остановки транспортного средства на подъеме сначала его

20 затормаживают основными тормозами, затем поворачивают рукоятку 4 до контакта валика 5 с внешним венцом диска 6, после чего основные тормоза отпускаются.

При отпуске основных тормозов кардан25 ный вал, а следовательно, и диск 6 поворачиваются, например по стрелке А, валик 5 попадает в вырез 8 и упирается в грань 10.

При продолжении движения вперед диск

6 поворачивается по стрелке Б, при этом

30 валик 5, скользя по спиральной поверхно665149

Формула изобретения

Фиг. 2

Составитель С. Макаров

Техред Н, Строганова

Редактор Т. Горячева

Корректоры: Е. Осипова и Т. Добровольская

Заказ 845/14 Изд М 323 Тираж 1138 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

3 тн второй грани выреза 8, автоматически выходит нз рабочего положения.

При необходимости движения назад валик 5 поворачивается рукояткой 4.

При остановке на спуске устройство включается так же, как и в первом случае, при этом валик 5 упирается в грань 9. При продолжении движения вперед валик 5 поворачивается рукояткой 4, а при движении назад автоматически.

Устройство для стопорения вращающегося вала, преимущественно для транспортного средства, содержащее связанный с валом диск, на внешнем венце которого выполнен вырез, при этом одна грань выреза образована плоской поверхндстью, радиально расположенной относительно оси диска, а другая — спиральной поверхностью, сливающейся с кольцевой поверхно5 стью внешнего венца, и стопорный элемент, установленный с возможностью поворота, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, на внешнем венце диска

10 симметрично первому выполнен второй вырез такой же конфигурации, а стопорный элемент установлен с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости диска и проходящей через его ось.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 3710903, кл. 192 — 28, 1973.