Зажим для крепления концов каната
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ВсЕсбюзт дуу
И" С" А" Н
О Il И Е (1665155
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 523214 (22) Заявлено 25.04.77 (21) 2479953/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.79. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.79 (51)М. К .
F 16G 11/06
Государственный комитет (53) УДК 621.85.053 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения P. Н. Яхнин, А. М. Шкейров, В. М. Лихошерстов и А. П. Архипов (71) Заявитель
Челябинский металлургический завод (54) ЗАЖИМ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КОНЦОВ КАНАТА
Предлагаемое изобретение относится к общему машиностроению, в частности к грузоподъемным устройствам для соединения стальных и прочих канатов при образовании петель и для сращивания канатов при наложении их друг на друга.
По основному авт. св. ¹ 523214 известен зажим для крепления концов каната, в котором на каждой зажимной детали на сторонах, обращенных друг к другу, симметрично продольной оси выполнены приливы, имеющие на одной детали форму крюков, направленных в одну сторону вдоль продольной оси, а на другой детали — форму гнезда соответствующих входящим в них крюкам. Неровности на дне желоба имеют форму бугорков.
Недостаток данного зажима заключается в трудности его сборки при растягивании канатов. В начальной стадии сборки зажима недостаточно сил трения для осуществления перемещения его элементов одного относительно другого. Для осуществления перемещения элементов зажима необходимо осуществлять предварительное принудительное перемещение элементов между собой.
Другой недостаток зажима — это ненадежная фиксация элементов от самопроизвольного раскрывания зажима. Фиксация осуществляется потайными винтами.
Данный зажим, рассчитанный на сближение его элементов при перемещении канатов, не может быть установлен совместно с дру5 гимн однотипными конструкциями для усиления их действия, Разработка зажима особенно в труднодоступных местах также ограничивает его использование.
Целью изобретения упростить монтаж и демонтаж и повысить надежность соединения.
Это достигается тем, что одна деталь зажима снабжена отогнутыми в сторону другой детали хвостовиком, имеющим паз для ветвей соединяемых канатов, переходящий в торцевые соосные углубления для размещения в них регулируемых гаек фиксирующего винта, при этом обращенный к хвостовику торец другой детали выполнен с П-образным пазом, предназначенным для головки фиксирующего винта и имеющим конусную поверхность на одной стороне.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б фиг. 1.
Зажим для каната содержит две зажимные детали 1 и 2. Каждая такая деталь выполнена желобчатой формы с неровностями в виде бугорков 3, расположенных
ЗО симметрично оси деталей, по сторонам имс665155
4 1 ются наклонные гладкие поверхности 4, выполненные на специальных отогнутых приливах 5 и обращенные к дну желоба. Приливы 5 имеют на одной детале форму крюков, входящих в гнезда, имеющиеся в приливах другой детали. Деталь 1 выполнена заодно с хвостовиком б, в теле которого имеется сквозной паз 7. В пазу 7 с двух сторон расположены прямоугольные углубления 8, в которыс устанавливаются гайки Ip
9 и 10. В детале 2 с торца выполнен П-образный паз 11. Одна сторона этого паза имеет скос 12, в который упирается головка винта 13 при сборке зажима. Другая сторона паза 11 имеет сквозное отверстие 15
14 для свободной установки винта.
Соединение зажима на канатах происходит следующим образом.
Зажимные детали 1 и 2 накладывают на два параллельных каната с двух сторон, а затем задвигают друг в друга так, чтобы наклонные поверхности 4 вошли в соприкосновение. Далее в сквозные пазы деталей 1 и 2 устанавливают винт 13 с навернутой гайкой 9. Вращая винт за его головку, наружная поверхность которой выполнена в виде шестигранника, заводят гайку 9 в прямоугольное углубление паза 7.
При дальнейшем вращении винта происходит принудительная затяжка деталей за- gp жима. Упор головки винта в скосы 12 обеспечивает его центрирование. При затяжке бугорки 3 вминаются в пряди канатов и не дают последним выйти из зажима.
При приложении нагрузки к ветвям каната произойдет дальнейшее сближение деталей 1 и 2 зажима. Вновь вращают винт
13, выбирая образовавшиеся осевые зазоры, и фиксируют детали 1 и 2 в целях предотвращения самопроизвольного их раскры- 4О вания. На конец винта 13 навинчивается гайка 10, которая стопорит винт от самоотвинчивания. Предлагаемая фиксация зажимных деталей 1 и 2 обеспечивает большую надежность. 45
Данный зажим может быть установлен совместно с другими конструкциями зажимов для усиления их действия. В этом случае зажим деталей 1 и 2 происходит только за счет их перемещения от винта.
Раскрытие элементов зажима происходит в следующей последовательности: открутив гайку 10, вращают винт в обратном направлении и вынимают его вместе с гайкой
9 из пазов деталей 1 и 2. Вновь устанавливают винт в пазы, но гайку 9 навинчивают на хвостовик винта взамен гайки 10. Вращая винт, производят раскрытие зажима.
Использование винта и гайки упрощает разборку зажима.
Положительный эффект, достигаемый при применении устройства, заключается в ускорении сборки и разборки зажима в надежной фиксации его элементов при работе и в расширении диапазона его использования.
Конструкция зажима надежно фиксирует его элементы от самопроизвольного раскрытия. Зажим может быть установленсовместно с.другими отнотипными конструкциями для усиления их действия.
Рабочий проект на зажим для крепления канатов выполнен. Зажим будет изготовлен и установлен для соединения канатов механизма подъема одного из стрипперных кранов цеха подготовки составов Челябинского металлургического завода.
Формула изобретения
Зажим для крепления концов каната по авт. св. № 523214, отлич ающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа и повышения надежности фиксации, одна из двух зажимных деталей снабжена хвостовиком, отогнутым в сторону другой детали и имеющим паз для ветвей соединяемых канатов, переходящий в торцевые соосные углубления для размещения в них регулируемых гаек фиксирующего винта, при этом обращенный к хвостовику торец другой детали выполнен с
П-образным пазом, предназначенным для головки фиксирующего винта и имеющим конусную поверхность на одной стороне, 665155
9
13
Фиг. 2
А., ВидБ
Риз,3
Составитель Л. Плавиискаа
Редаитор В. Кухареико Техред Н. Строганова Корректор Е. Осипава
Заказ 1036/1 Изд. № 324 Тираж 1138 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2