Лопастной движитель для жидкой и газообразной среды

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 651а, 12

¹ 66524

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРКТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п ° 1 1

А. И. Л исичкин

Е; д7 „., ЛОПАСТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЪ ДЛЯ ЖИДКОЙ И ГАЗООВРАЗНОЙ

СРЕДЫ

Заявлено 10 сентября 1938 года в Наркомречфлот за ¹ 2131 (338387) Опубликовано 30 июня 1946 г.

Уже известны лопастные движители, могущие служить также и двигателями, у которых лопасти монтированы наклонно к оси принудительно поворотного вала, расположенного перпендикулярно оси ведущего вала и вращающегося вокруг этой последней.

Недостатками известных конструкций подобных движителей являются затруднительность быстрого изменения переднего упора на задний и получения любого режима работы движителя.

Предлагаемый движитель устраняет отмеченные недостатки и имеет ту особенность, что для принудительного поворачивания вала с лопастями относительно его собственной продольной оси на нем укреплена цапфа, которая шарнирным соединением сочленена с тягой; перестановка последней вызывает поворот вала, а вместе с этим изменение угла атаки сидящих на нем лопастей.

На чертеже фиг. 1 изобр|ажает схематически продольный разрез примерной формы выполнения движителя; фиг. 2 поясняет установку движителя под кормой судна, а фиг. 3 — изображает схему выполнен ия четырехлопастного движителя.

Движитель состоит из двух лот астей 1, жестко установленных. наклонно для сохранения требуемого угла атаки по отношению к среде. на концах вала 10. Для принудительного поворачивания вала 10 относительно его собственной продольной о=и на нем укреплена поперечная к нему цапфа 1о, концы которой пропущены через подшипники вилки 12, снабженной в средней части цапфой 4. Цапфа 4 вилки 12 снабжена переставной вдоль нее втулкой 9с шарниром 14, соединенным вилкой 15 с подъемно-опускным стержнем 8 устройства, регулирующего поворот лопастей. Стержень 3 может перемещаться вдоль трубы 8. будучи сопряжен с ней шпонкой 17. Труба 8 может поворачиваться от штурвала 7 управления, а стержень 8 перемещается вдоль трубы 8 при помощи штурвала 19 через соответствующую передачу 11, 18. Вал 10 монтирован в подшипниках ротора 2, переходящего в полый вал 5, связанный с двигателем б конической передачей 16.

При вращении полого вала 5 вал 10 с лопастями 1 вращается вокруг вертикальной оси и поворачивается вокруг горизонтальной № 66524 оси так, что лопасти 1 изменяют угол атаки, ровный нулю в двух положениях для каждого оборота полого вала 5.

В результате взаимодействия лопастей 1 со средой развивается сила упора, направленная в сторону движения. Перемещая стержень 8 от штурвала 19 можно заставить вал 10 с лопастями 1 поворачиваться на угол атаки, равный нулю при холостом ходе, и изменять угол атаки для нужного режима работы движителя, т. е. заставлять движитель работать на наибольшем коэфициенте полезного действия.

Поворачивая трубу 8 от штурвала 7 вместе со стержнем 8, можно получить любое направление упора. В силу изложенного рулевое устройство становится излишним.

Труба 8 охватывает полый вал 5 снаружи, а штурвал 19 навинчен на трубу 8. Стержень 8 может им еть указатель 20 для отсчета угла, атаки по шкале 21.

Обратный ход можно получить без заноса судна вбок, для чего необходимо перевести угол атаки лопастей сперва на нулевое значение, а затем повернуть от штурвала 7 лопасти на обратный ход с нужным углом атаки.

На фиг. 2 труба 8 пропущена внутри полого вала 5. Для переме1Ь щения стержня 8 от штурвала 19 предназначен гибкий вал 11 и червяк 18 . сцепляющийся с рейкой стер ж ня 8.

Движитель может работать как в погруженном, так и в полупогруженном состоянии, и годен для ппавого и левого вращения. Лопасти могут иметь крыльчатый профиль.

В случае четырехлопастного движителя обе поперечные цапфы

18, 18 валов парных лопастей шарнирно соединены со стержнем 8 (фпг. 3).

Предмет. изобретения

Лопастный движитель для жидкой и газообразной среды, могущий служить также и двигателем, у которого лопастями расположены на принудительно поворотном валу, расположенном перпендикулярно оси ведущего вала и вращающимися вокруг этой последней, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что,для принудительного поворачивания вала с лопастями относительно его собственной продольной оси на последнем укреплена цапфа 18, которая помощью шарнирного соединения сочленена с подъемно-опускным стержнем 8 устройства, регулирующего поворот лопастей, 0 (№ 66524

Фиг. 2

8 /8

Фиг. 3

Тираж 500 экз. Цена 65 к. Зак. 7

Типография Госпланиздата им. Воровского, Калуга

Отв. редактор В. Н. Костров

А01662 Подписано к печати 9/Ш-1948 г.

Техн. редактор Г. Ф. Соколова