Способ выявления потери питания группы трехфазных электродвигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЙ ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЙИЖЖ

Oa1ai бсветских социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.01.78 (21) 2572614/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.79. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.79 (51) М, Кл.2

Н 02Н 7/08

Государственный комитет ссср по делам изобретении, и открытий (53) УДК 621.316,925 (088.8) (72) Авторы изобретения В. А. Бороденко, С. Ю. Каплан, М. Я. Клецель, В. Е. Поляков и С. Н. Симонов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТЕРИ ПИТАНИЯ ГРУППЫ

TP ЕХФАЗ Н ЫХ ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛ Е Й

Изобретение относится к противоаварийной автоматике и может найти применение для выявления потери питания подстанций или распределительных пунктов с электродвигателями, в том числе, синхронными 5 большой мощности. Извсстен способ выявления потери питания по изменению направления активной мощности на вводе подстанции и увеличению угла между векторами напряжений рабочего и резервного Ip источников (1).

Однако он неприменим в случае одностороннего питания потребителей.

Известен способ выявления потери питания по снижению величины тока на вводе, но этот способ ненадежен и практически не применяется, так как при уменьшении наг0узки возможно ложное отключение ввода, не потерявшего питания (2).

Известен также способ выявления потери питания по снижению до заданной уставки частоты напряжения на секции при изменении направления тока на вводе или заданном снижении его величины (3).Этот способ лишен недостатков двух предыдущих и по технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близок к предлагаемому.

По условию отстройки от допустимых колебаний частоты в энергосистеме уставка çp частотного органа при этом способе прнннмается не более 49 Гц. В связи с этим сго недостатком является низкое быстродействие. В промежуткс времени от момента потсри питания до сго выявления имеется, по меньшей мерс, однократная возможность подачи на вращающиеся возбужденные электродвигатели восстановленного несинхронного напряжения, что ведет к выводу из строя или снижению срока службы двигателей. Кроме того, способ допускает ложное действие при работе незагруженной секции в режиме общесистемного снижения частоты.

Целью изобретения является повышение быстродействия и надежности способа выявления потери питания. Поставленная цель достигается тем, что в способе выявления потери питания группы трсхфазных электродвигателей по снижению величины тока на общем вводе дополнительно сравнивают фазы токов в одноименных фазах включенных трехфазных электродвигателей и в случае если токи OjlHOHMcHHI,Ix фаз, по крайней мере, двух трехфазных электродвигателей находятся в противофазе, фиксируют потерю питания.

В нормальном режиме ток на вводе подстанции равен номинальному, фазовые углы токов в одноименных фазах электродвигателей отличаются на величину, определяемую коэффициентом мощности каждого конкретного двигателя. С потерей питания ток на общем вводе падает ближе установленного значения, часть двигателей переходит в генераторный режим по отношению к оставшейся двигательной нагрузке, это обусловливает увеличение взаимного сдвига фаз контролируемых токов до

180 эл. град.

Для выявления потери питания достаточно, чтобы вектор остаточной ЭДС одного опережал аналогичный вектор другого двигателя на несколько градусов, что происходит практически мгновенно. В режиме системного снижения частоты сдвиг фаз одноименных токов двигателей отсутствует независимо от общей загрузки секции ложное применение способа исключается.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего предложенный способ, например, для подстанции, питающей синхронные двигатели 1, 2, 3.

Трансформаторы тока 4, 5, 6 установлены в одноименных фазах и подключены к входам блока сравнения фаз 7. На вводе подстанции установлен трансформатор тока 8, к выходу которого подключено реле минимального тока 9. Выход реле 9 и выход блока 7 соединены со входами логического элемента И 10, производящего установление факта потери питания с образованием на выходе соответствующей команды.

Нормально на вводе подстанции имеется ток нагрузки, превышающий установленную величину, сигнал на выходе реле 9 отсутствует. Синхронные двигатели 1, 2, 3 работают в двигательном режиме, сигнал на выходе блока 7 отсутствует. При потере питания ток на вводе падает ниже уставки, вызывая срабатывание реле 9, В то же время, например, двигатель 1 переходит в генераторный режим, осуществляя подпитку двигателей 2 и 3. Токи одноименных фаз первого и остальных двигателей находятся в противофазе, на выходе блока 7 появляется сигнал, Наличие импульсов от элементов 9 и 7 вызывает включение элемента И 10 и фи362

4 ксацию режима потери питайия. При пуске и качанйяХ сйнхроннйх двигателей на выходе блока 7 может появиться сигнал, однако йа вводе имеется большой ток на5 грузки, что блокирует действие реле 9 и срабатывание всего устройства. Способ может быть осуществлен для любого количества двигателей, не меньше двух.

Предложенный способ применим прилю1о бом количестве источников питания, в том числе и при одностороннем питании. Быстродействие при этом способе значительно выше, чем при известных, и определяется только собственным временем действия из15 мерительных органов. Это позволяет полностью исключить несинхронную подачу напряжения на возбужденные вращающиеся машины. На способ не влияют общее снижение частоты при любой нагрузке секции

2р и величина напряжения на секции. Предложенный способ не требует использования трансформаторов напряжения.

25 Формула изобретения

Способ выявления потери питания группы трехфазных электродвигателей по снижению величины тока на общем вводе, отл и ч а ющийся тем, что, с целью повышения быстродействия и надежности выявления, дополнительно измеряют токи по величине, в одноименных фазах включенных трехфазных электродвигателей сравнивают

З5 фазы этих токов и в случае если токи одноименных фаз, по крайней мере, двух трехфазных электродвигателей находятся в противофазе, фиксируют потерю питания.

Источники информации, 4р принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 493858, кл, Н 02 Н 9/06, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 319991, кл. Н 02Н 11/00, 1967.

45 3. Сивокобыленко В. Ф., Носов В. H.

Устройство противоаварийной автоматики для подстанций с двигательной нагрузкой. — «Промышленная энергетика», 1967, № 4.

665362

Составитель В. Орлов

Техред А. Камышиикова Корректор 3. Тарасова

Редактор В. Девятов

Типография, пр, Сапунова, 2

Заказ 846/4 Изд. М 35О Тираж 865 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5