Шестеренчатый насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

6 а 1; . ;>ь

Щ 1 1У

;,и

Союз Советских

Социалистических

Республик

<»666295 к лвтоаскомм свидютельствм (б!) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 08.10.74 (2!) 2065327/24-06 с присоединением заявки №(23) Приоритет— (5!) М. Кл

F 04 С 1/04

Гоаударатеенньа иамитет

СССР еа делам изабретений и атирытнй (53) УЛК 621.664 (088,81

Опубликовано 05.06.79. Бюллетень № 21

Лата опубликования описания 05.06.79 (72) Авторы изобретения

Л. Л. Гинцбург, В. М. Кирик, В. И. Каплин и A. А. Трикоз

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ НАСОС

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, и в частности, к шестеренчатым насосам гидроусилителей таких рулевых управлений.

Известен шестеренчатый насос гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержаший расположенные эксцентрично внутреннюю шестерню с пазами, в которые помещены ролики, и внешнюю шестерню с циклоидальной поверхностью зацепления !1).

Недостатком насоса является низкий объемный ч

КПД иэ-за увеличенного мертвого пространства, определяемого взаимным положением рабочих поверхностей ведушей и ведомой шестерни в конце такта нагнетания.

Цеью изобретения является повышение объемного КПД насоса. Указанная цель достигается тем, что профиль межпазовой поверхности внутренней шестерни выполнен в средней части вогнутым, а по краям образован прямыми проходяшими через центр роликов перпендикулярно радиусу шестерни, проведенному через центр паза.

На фиг. I изображен насос, осевой разрез; на фиг. 2 — разрез A — А фиг. 1; на фиг. 3 — профиль ведушей шестерни в увеличенном масштабе.

Шестеренчатый насос гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства содержит корпус 1 и крышку . В центральных соосных отверстиях 3 и 4 корпуса 1 и крышки

2 установлены подшипники скольжения 5 и 6, в которых вращается приводной вал 7. Центровка и крепление крышки 2 к корпусу 1 осуществляется посредством установочных штнфгов 8 и болтов 9.

Свободный конец вала 7 со стороны корпуса

1 уплотнен самоподжимным сальником 10. В крышке 2 имеется цилиндрическое отверстие 11, ось которого расположена эксцентрично относительно центрального отверстия 4. В этом отверстии 11 установлен подшипник 12, в котором вращается внешняя шестерня 13. Поверхность 14 внешней шестерни 13 имеет циклоидальный профиль с выступами и впадинами.

На вану 7 установлена внутренняя шестерня

15, фиксированная на нем шпонкой 16. На внут-!

666295

21 2д у

1 20 2с

Рыг f

Заказ 3! 19/25

Подписное

ЦНИИПИ

Тираж 771 (7

3 ренней шестерне 15 выполнены сквозные осевые пазы 17, равноудаленные от ее центра и равнорасположенные друг относительно друга.

В эти пазы. 17 помещены ролики 18, частично выступающие за пределы этих пазов.

Профиль внепшей поверхности 14 внутренней S шестерни 15 между пазами 17 с роликами 18 имеет в средней части вогнутые участки 19, а между участком 19 и пазами 17 выполнены прямолинейные участки, образованные прямыми, проходящими через центр роликов перпендику- t0 лярно радиусу шестерни, проведенному через центр паза. Поверхность криволинейного участка 19 внутренней шестерни 15 имеет либо циклоидальный профиль, либо представляет собой дугу окружности. Ф%

В последнем случае упрощается изготовление шестерни. В корпусе 1 насоса выполнены всасывающий 20 и нагнетатсльный 2! каналы, соединенные соответственно со сливной 22 и нагнетательной 23 магистралями. Между внутренней 15 в и внешней 13 шестернями расположены замкнутые полости 24.

При работе насоса ролики 18 под действием центробежной силы и давления рабочей жидкости прижимаются к внутренней поверхности 14 внешней шестерни 13 и к лазам 17. При этом образуются замкнутые полости 24, объем которых изменяется при относительном перемещении внут36

pcííåé 15 и внешней 13 шестерен. Происходит всасывание рабочей жидкости через соответствующие каналы 20 и 21.

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, vn. 1!роектная, 4

Описанная выше конфигурация внешней поверхности внутренней шестерни 15 при работе насоса предотвращает заклиниваиие роликов 18, обеспечивает их радиальное перемещение, а также

Р уменьшает до минимума объем мертвого пространства замкнутых полостей 24, определяемого расположением внутренней 15 и внешней 13 шестерен в конце такта нагнетания.

Для упрощения изготовления и сборки та часть насоса, в которой установлен пакет вращаюшихся деталей — внутренняя шестерня, ролики, внешняя шестерня, может быть выполнена как отдельная деталь.

Формула изобретения

Шестеренчатый насос, преимущественно для гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий расположенные эксцентрично внутреннюю шестерню с пазами, в которые помещены ролики, и внешнюю шестерню с циклоидальной поверхностью зацепления, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения объемного K!lEl, профиль межпазовой поверхности внутренней шестерни выполнен в средней части вогнутым, а по краям образован прямыми, проходящими через центр роликов перпендикулярно радиусу шестерни, проведенному.через центр паза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Патент Великобритании N 1305294, кл. F F, 1970.