Способ автоматического контроля технического состояния двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Г-- " (ГЪ

-- ате: -:

1 1, ОП ИС ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскмх

Соцмалмстмцескм»

Ресяублмк

< 666460

К АВТОРСКОМУ СВИДЙТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свил-ву (5I) M. Кл. (22) Заявлено 20.02. 78 (21) 25 84846/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.06. 79 юллетень № 21

Дата опубликования описания 08.06.79

G 01 М 15/00

F 02 В 77/08

Гееудеретьенных »ам»тет

СССР йе делам нзебретенн» н ет»ратей (53) УДК 621.438; .001.42(088.8) (72) Автор изобретения

С. В. Блохин

Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской

t авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для автоматического контроля технического состояния газотурбинных силовых установок, в частности, на воздушных судах, Известны способы контроля технического состояния двигателя, заклю шюшиеся в измерении концентрации в масле системы смазки продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя с последуюшей регистрацией измеренной величины концентрации Е11

Недостатком известных способов является отсутствие сигнализации при превышении измеренной величины концентрации продуктов изнашивания допустимого уровня.

Известен также способ а втома ти ческого контроля технического состояния двигателя путем измерения концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, сравнения измеренной величины с допустимым значением и последующей сигнализации при превышении измеренной величиной допустимого значения 121.

Известный способ автоматического контроля технического состояния двигателя

S не может обеспечить достаточную надежность и точность контроля технического состояния двигателя по слецующей причине.

В T о время, как в известном способе. сигнализации производится при превышении измеренной величины концентрации фиксированного допустимого уровня, уровень концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя в масле системы смазки изменяет свое значение в процессе нормальной эксплуатации даже у исправного двигателя, а также зависит от количества масла в системе смазки.

Поэтому в известном способе имеет место низкая чувствительность к ненормальному изнашиванию трущихся деталей цвигателя в начальный период эксплуа66646О тации и возрастание вероятности ложной сигнализации с увеличением наработки исправного двигателя.

Кроме того, известный способ автоматического контроля технического состояния двигателя не обеспечивает сигнализации при нарушении герметичности системы смазки и появлении недопустимых утечек масла, которые обычно приводят к еще большим разрушениям дви- 1о гателя.

Целью изобретения является повышение надежности и точности контроля.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно измеряют количество масла в системе смазки, наработку двигателя с начала эксплуатации и наработку двигателя после последней перед контролем смены масла и по измеренным величинам корректируют допустимое значение концентрации.

На чертеже изображена блок-схема устройства.

Устройство содержит датчик 1 концентрации продуктов изнашивания, noporoвое звено 2, блок сигнализации 3, датчик количества масла 4, датчик 5 наработки, датчик 6 смены масла и блок

7 коррекции, Устройство работает следующим образом.

Датчик 1 концентрации продуктов изнашивания вырабатывает сигнал И, пропорциональный текущему значению концентрации продуктов изнашивания трущихся .деталей двигателя в системе смазки, который поступает на первый вход порогового элемента (звена) 2. Одновременно с этим на входы блока коррекции 7 с выходов датчиков 4 количества масла и наработки 5 поступают сигналы, пропорциональные соответственно количеству масла в системе смазки (w ) и наработки двигателя с начала эксплуатации (В ) .

Датчик 6 смены масла работает только при смене масла в системе смазки и вырабатывает соответственно кратковременный сигнал, который поступает. на соответствующий вход блока 7 коррекции и служит для фиксации в блоке 7 выработки двигателя с начала эксплуатации до момента последней перед контролем смены масла (Г ). Датчиком 6 г смены масла может являться любой эле1 мент двигателя, который при смене масла в системе смазки изменяет свое состаяние или положение, в совокупности с соответствующим преобразователем.

Блок 7 коррекции воспринимает curHMhl от датчиков 4, 5 и 6 и реализует изменение порога сраб: тывапия Ип порогового звена 2 по известному для данного типа двигателя зависимости максимально допустимого для исправного двигателя уровня концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя в системе смазки от параметров работы двигателя (п1, 7, Т ) с учетом необходимого запаса против ложных срабатываний.

При этом, если в системе смазки количество масла становится меньше минимального допустимого, блок 7 коррекции уменьшает Йп до величины, заведомо меньшей 7f, В случае возникновения недопустимого изнашивания трущихся деталей двигателя или недопустимой утечки масла из системы смазки, вследствие нарушения герметичности, Р .становится больше Vg, срабатывает пороговое звено 2, которое включает блок сигнализации 3, что обеспечивает сигнализацию о ненормальной работе двигателя.

Применение способа автоматического контроля технического состояния двигателя позволит повысить надежность и точность систем контроля двигателей, что особенно важно для воздушных судов, где разрушение двигателя гакже как и ложная сигнализация аварийных сигнализаторов могут приводить к катаст рофи че ской с итуаци и.

Формула изобретения

Способ автоматического контроля технического состояния двигателя, путем измерения концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, сравнения измеренной величины с допустимым значением и последующей сигнализации при превышении измеренной величиной допустимого значения, о т л ичающийся тем, что,сцельюповышения надежности и точности контроля, дополнительно измеряют количество масла в системе смазки, наработку двигателя с начала эксплуатации и наработку двигателя после последней перед контро.-ем смены масла и по измеренным ве666460

Составитель Г. Романов

Техред H. Андрейчук Корректор О. Билак

Редактор В. Большакова

Заказ 3173/34 Тираж 1 089

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 личинам корректируют допустимое значение конценграции.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 211217, кл. F 01 M ll/10, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР

N 533797, кл. F 16 Ф 29/04, 1975.