Способ автоматического контроля технического состояния двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Г-- " (ГЪ
-- ате: -:
1 1, ОП ИС ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскмх
Соцмалмстмцескм»
Ресяублмк
< 666460
К АВТОРСКОМУ СВИДЙТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свил-ву (5I) M. Кл. (22) Заявлено 20.02. 78 (21) 25 84846/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.06. 79 юллетень № 21
Дата опубликования описания 08.06.79
G 01 М 15/00
F 02 В 77/08
Гееудеретьенных »ам»тет
СССР йе делам нзебретенн» н ет»ратей (53) УДК 621.438; .001.42(088.8) (72) Автор изобретения
С. В. Блохин
Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской
t авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для автоматического контроля технического состояния газотурбинных силовых установок, в частности, на воздушных судах, Известны способы контроля технического состояния двигателя, заклю шюшиеся в измерении концентрации в масле системы смазки продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя с последуюшей регистрацией измеренной величины концентрации Е11
Недостатком известных способов является отсутствие сигнализации при превышении измеренной величины концентрации продуктов изнашивания допустимого уровня.
Известен также способ а втома ти ческого контроля технического состояния двигателя путем измерения концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, сравнения измеренной величины с допустимым значением и последующей сигнализации при превышении измеренной величиной допустимого значения 121.
Известный способ автоматического контроля технического состояния двигателя
S не может обеспечить достаточную надежность и точность контроля технического состояния двигателя по слецующей причине.
В T о время, как в известном способе. сигнализации производится при превышении измеренной величины концентрации фиксированного допустимого уровня, уровень концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя в масле системы смазки изменяет свое значение в процессе нормальной эксплуатации даже у исправного двигателя, а также зависит от количества масла в системе смазки.
Поэтому в известном способе имеет место низкая чувствительность к ненормальному изнашиванию трущихся деталей цвигателя в начальный период эксплуа66646О тации и возрастание вероятности ложной сигнализации с увеличением наработки исправного двигателя.
Кроме того, известный способ автоматического контроля технического состояния двигателя не обеспечивает сигнализации при нарушении герметичности системы смазки и появлении недопустимых утечек масла, которые обычно приводят к еще большим разрушениям дви- 1о гателя.
Целью изобретения является повышение надежности и точности контроля.
Поставленная цель достигается тем, что дополнительно измеряют количество масла в системе смазки, наработку двигателя с начала эксплуатации и наработку двигателя после последней перед контролем смены масла и по измеренным величинам корректируют допустимое значение концентрации.
На чертеже изображена блок-схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 концентрации продуктов изнашивания, noporoвое звено 2, блок сигнализации 3, датчик количества масла 4, датчик 5 наработки, датчик 6 смены масла и блок
7 коррекции, Устройство работает следующим образом.
Датчик 1 концентрации продуктов изнашивания вырабатывает сигнал И, пропорциональный текущему значению концентрации продуктов изнашивания трущихся .деталей двигателя в системе смазки, который поступает на первый вход порогового элемента (звена) 2. Одновременно с этим на входы блока коррекции 7 с выходов датчиков 4 количества масла и наработки 5 поступают сигналы, пропорциональные соответственно количеству масла в системе смазки (w ) и наработки двигателя с начала эксплуатации (В ) .
Датчик 6 смены масла работает только при смене масла в системе смазки и вырабатывает соответственно кратковременный сигнал, который поступает. на соответствующий вход блока 7 коррекции и служит для фиксации в блоке 7 выработки двигателя с начала эксплуатации до момента последней перед контролем смены масла (Г ). Датчиком 6 г смены масла может являться любой эле1 мент двигателя, который при смене масла в системе смазки изменяет свое состаяние или положение, в совокупности с соответствующим преобразователем.
Блок 7 коррекции воспринимает curHMhl от датчиков 4, 5 и 6 и реализует изменение порога сраб: тывапия Ип порогового звена 2 по известному для данного типа двигателя зависимости максимально допустимого для исправного двигателя уровня концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя в системе смазки от параметров работы двигателя (п1, 7, Т ) с учетом необходимого запаса против ложных срабатываний.
При этом, если в системе смазки количество масла становится меньше минимального допустимого, блок 7 коррекции уменьшает Йп до величины, заведомо меньшей 7f, В случае возникновения недопустимого изнашивания трущихся деталей двигателя или недопустимой утечки масла из системы смазки, вследствие нарушения герметичности, Р .становится больше Vg, срабатывает пороговое звено 2, которое включает блок сигнализации 3, что обеспечивает сигнализацию о ненормальной работе двигателя.
Применение способа автоматического контроля технического состояния двигателя позволит повысить надежность и точность систем контроля двигателей, что особенно важно для воздушных судов, где разрушение двигателя гакже как и ложная сигнализация аварийных сигнализаторов могут приводить к катаст рофи че ской с итуаци и.
Формула изобретения
Способ автоматического контроля технического состояния двигателя, путем измерения концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, сравнения измеренной величины с допустимым значением и последующей сигнализации при превышении измеренной величиной допустимого значения, о т л ичающийся тем, что,сцельюповышения надежности и точности контроля, дополнительно измеряют количество масла в системе смазки, наработку двигателя с начала эксплуатации и наработку двигателя после последней перед контро.-ем смены масла и по измеренным ве666460
Составитель Г. Романов
Техред H. Андрейчук Корректор О. Билак
Редактор В. Большакова
Заказ 3173/34 Тираж 1 089
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 личинам корректируют допустимое значение конценграции.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 211217, кл. F 01 M ll/10, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
N 533797, кл. F 16 Ф 29/04, 1975.