Аварийно-запирающее втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
т.1 о е с о т) з ы а. {т
{л{ т ь;, т н о - т е ", í {{ ес
ОП И ЯИ
{1667433
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕН И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 64565 (22) Заявлено 12.05.77 (21) 2475901/27-11 с присоединением заявки Ме—
1) М. Кл.
В 60R 21/10
А 62В 35/02 по лелам изобретеиий (43) Опубликовано 15.06.79. Бюллетень
3) УДК 629.113.014-788: 677. .755 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 15.06. (72) Авторы изобретения
Л. О. Тедер, И. В. Руубен и В. А. Фришман (71) Заявитель
Проектно-технологический и художественно-конструкторский институт (54) АВАРИЙНО-ЗАПИРАЮЩЕЕСЯ ВТЯГИВАЮЩЕЕ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА мУА Р твеииый комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств и касается конструк{ции аварийнозапирающихся втягивающих устройств (инерционных катушек) для ремней безопасности, устанавливаемых, например, в автомобилях.
По основному авт. св. Ке 645658 известно аварийно-запирающееся устройство для ремней безопасности транспортного средст- 10 ва, содержащее корпус с размещенным в нем находящимся под действием спиральной пружины валом для закрепления и наматывания ленты, на котором установлено храповое колесо, блокируемое со бачкой, 15 поворотно смонтированной в корпусе, и маятник, состоящий из стержня {и закрепленной на нем инерционной массы и шарнирно подвешенный на сферической опоре корпуса, а также толкатель, выполненный в виде 20 установленного на оси изогнутого рычага, одним концом взаимодействующего с собачкой и имеющего в средней части отверстие для размещения стержня маятника, по периметру которого выполнен выступ, вза- 25 имодействующий с верхним торцом массы маятника (1).
Однако конструкция подвески маятника известного устройства в процессе длительНой эксплуатации может получить износ, 30 так как возможны затрязнение и заполнение поверхностей сферической опоры и головки стержня, которые из-за больших размеров имеют значительный тормозящий момент отклонения маятника.
Цель изобретения — увеличение эксплуатационной надежности устройства путем повышения чувствительности и износостойкости.
Цель достигается тем, что стержень маятника, установленный в центральном отверствии его инерционной массы выполнен в виде U-образной шпильки, концы которой отогнуты наружу для фиксации массы маятника, в отверстие запрессована коническая распорная втулка, имеющая продольные канавки для размещения сторон шпильки, опора маятника выполнена в виде Мобразной скобы, жестко прикрепленной х консольной опоре боковой стенки корпуса, а между верхним торцом массы маятника и противолежащей ему поверхностью толкателя установлена шай{ба из антифрикционного материала, имеющая центральное отверстие, через которое пропущена шпилька.
Шпилька и скоба выполнены преимущественно из проволоки.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез; на фиг, 2—
667433
3 то же, продольный разрез; на фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — распорная втулка в двух проекциях.
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство содержит корпус 1, в котором расположен вал 2 с закрепленной на нем, например посредством шпильки 3, лентой
4 ремня безопасности. На одном из концов вала закреплено храповое колесо 5 и ограничивающий сбоку ленту 4 диск 6 (другой такой диск находится на втором конце вала). Вал вращается во втулках 7 и 8, установленных в боковых стенках корпуса 1.
Со стороны втулки 7 к корпусу закреплена обойма 9 с встроенной в нее спиральной пружиной 10, связанной своим внутренним концом с валом 3.
В боковой стенке корпуса закреплена ось
11 с поворотно смонтированной на ней собачкой 12, центр тяжести которой расположен так, что собачка под действием силы тяжести находится в незацепленном с храповым колесом состоянии.
Через боковые стенки корпуса пропущена ось 13, на которой поворотно установлен ограниченный от продольного смещения шайбами 14 толкатель 15, выполненный в виде изогнутого Г-образного рычага, конец а которого контактирует с собачкой 12.
В средней, горизонтально расположенной части рычага выполнено отбортованное отверстие б. Боковая стенка корпуса имеет вырезы в и г и отогнутую под углом 90 консольную опору 16 (фиг. 3), в отверстии д которой смонтирована опора маятника в виде М-образной проволочной скобы 17, концы которой отогнуты, что обеспечивает жесткое крепление скобы к консольной опоре 16.
На среднюю часть скобы 17 навешена
U-образная проволочная 1нпилька 18, несущая инерционную массу 19 маятника, имеющую центральное отверстие е, через которое пропущена шпилька, ототнутые концы ж которой, упираясь в регулировочную шайбу 20, фиксируют массу 19 в заданном положении.
Для фиксации шпильки в массе 19 в отверстие последней запрессована коническая распорная втулка 21, .имеющая продольные канавки з для размещения сторон шпильки.
Между верхним торцом массы 19 маятника и противолежащей ему поверхностью толкателя 15 установлена шайба 22 из антифр икционного материала, например пластмассы, контактирующая своей верхней поверхностью и с толкателем. Шайба
22 выполнена с центральным отверстием, через которое пропущена шпилька 18, проходящая также через отверстие б толкателя.
Для отклонения ленты ремня в требуемом направлении служит стержень 23, закрепленный в корпусе 1. Устройство кре5
Зо
4 пится к кузову автомобиля посредством болта 24.
Устройство закрыто кожухом 25, в котором предусмотрены отверстия к для выхода ленты 4 и отверстие л, закрываемое пробкой, для закрепления болта 24.
С целью повышения надежности креплен ия ленты к валу за счет уменьшения прогиба шпильки 3 продольная лыська м вала
2 выполнена с выступом и.
Шайбы 20 служат для регулировки зазора п между зубом собачки 12 и зубьями храпового колеса 5.
Для orp.аждения от непосредственного соприкосновения ленты 4 с консольной опорой 16 и скобой 17 в отверстие д сверху вставлен защитный колпачок 26 из пластмассы.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
В невыключенном состояниями верхняя поверхность и шайбы 22 поддерживает толкатель 15 в горизонтальном положении так, что его свободный конец а, упираясь в собачку 12, обеспечивает ее расцепленное состояние с зубьями храпового колеса 5 с сохранением зазора и. При этом ось массы маятника, связанной со шпилькой 18, расположена вертикально, а верхний торец массы и шайба 22 — горизонтально, Ленту
4 можно свободно вытягивать из устройства, вращая при этом вал 2, который закручивает спиральную пружину 10. При отпускании ленты спиральная пружина поворачивает вал в обратную сторону и возвращает ленту обратно в устройство.
В критических или аварийных ситуациях .при замедлениях и кренах транспортного средства, в любом направлении, превышающих допустимую величину, маятник отклоняется от вертикального положения и через шайбу 22 воздействуя на нижнюю кольцевую поверхность толкателя 15, поди имая последний. Толкатель, поворачиваясь вокруг оси 13, свободным концом а воздействует на тыльную часть собачки 12 и вводит ее в зацепление с храповым колесом 5, блокируя ленту.
Наличие шайбы 22 обеспечивает износостойкость рабочей поверхности толкателя
15, а подвеска массы маятника с помощью проволочной скобы 17 и проволочной шпильки 18 прои длительной эксплуатации не увеличивает условия трения при повороте маятника в любом направлении, так как величина момента трения в зоне контакта шпильки 18 со скобой 17 незначительна, а также отсутствует загрязнение этой зоны вследствие самоочищения.
Формула изобретения
1, Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства по авт. св. № 645658, отличающееся тем, что, с целью увели667433 чения его эксплуатационной надежности путем повышения чувствительности и износостойкости, стержень маятвика, установленный в центральном отверстии его инерционной массы, выполнен в виде U-образной шпильки, концы которой отогнуты наружу для фиксации массы маятника, в отверстие запрессована коническая распорная втулка, имеющая продольные канавки для размещения сторон шпильки, опора маятника выполнена в виде М-образной скобы, жестко прикрепленной к консольной опоре боковой стенки корпуса, а между верхним
6 торцом массы маятника и противолежащей ему поверхностью толкателя установлена шайба из антифрикционного материала, имеющая центральное отверстие, через которое пропущена шпилька.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шпилька и скоба выполнены преимущественно из проволоки, Источники информации, цринятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 645658, кл. А 62 Â 35/02, В 60IR 21/10, 1975.
667433
Составитель Л, Смольская
Техред А. Камышникова Корректор В. Петрова
Редактор О. Торгашева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1135/11 Изд. № 369 Тираж 821 Подписное
iHHO Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5