Устройство для пожарной сигнализации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистииесаа
Республик
О П И С А Ы И Е (>669373
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.03.77 (21) 2462560/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Прноритет— (51) М. Кл.
G08 В 17/00
Гюсударстаенный квинтет
СССР па делам нзебрвтвннй н аткрытнй (53) УДК 621.332. .5 (088.8) Опубликовано 25.06.79. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 03.07.79 (72) Автор изобретения
Э. А. Халатов (71) Заявитель (54) УСТРОЙ СТВО ДЛ Я ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Изобретение предназначено для использования в системах пожарной защиты, где требуется высокая надежность и достоверность выдачи сигнала о пожаре, в частности может быть использовано в авиации.
Известная система пожарной сигнализации содержит датчик, преобразующий некоторый, характерный для пожара физический фактор, например температуру, в электрический сигнал, и электронное пороговое устройство с электромагнитным реле на выходе (1). При превышении сигнала датчика некоторой заданной величины срабатывают пороговое устройство и электромагнитное реле, которое своими контактами включает индикатор пожара, например световое табло, Наиболее близко к предлагаемому изобре- 11 тению устройство для пожарной сигнализации, использующее резервирование сигнальных трактов или их элементов (21.
Устройство для пожарной сигнализации содержит блоки питания, а в каждом канале датчик, пороговый блок и два реле управления, имеет индикаторы пожара и неисправности и два тракта сигнализации, каждый из которых имеет отдельную шину питания и содержит датчик и электронное исполнительное устройство с двумя реле управления на выходе. Одно из реле — реле управления «Пожар» — срабатывает при возникновении пожара, другое — реле управления «Неисправность» — при отказе, например, коротком замыкании на корпус, датчика или при отсутствии напряжения на шине питания. Индикатор пожара включается только при срабатывании реле управления «Пожар» в обоих сигнальных трактах. При срабатывании реле «Неисправность» в одном из трактов загорается табло
«Неисправность» в кабине экипажа, и бортинженер поочередной проверкой сигнальных трактов обнаруживает неисправный тракт, отключает его, и система функционирует далее как нерезервированная.
Однако такая система недостаточно надежна, так как невозможно автоматически отключить неисправный тракт. Кроме того, система не обеспечивает полного объема резервирования, так как не выдает сигнала неисправности при отказе электронного устройства или реле управления «Пожар» и в
669373
4s
so
55 случае неисправности лк)бого из этих элементов будет не в состоянии обнаружить пожар. Эксплуатация такой системы требует дополнительного источника информации индикатора неисправности — в кабине самолета, что нежелательно в условиях большой информационной нагрузки экипажа современных самолетов.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Это достигается тем, что в устройство для пожарной сигнализации в каждый канал введены блок задержки, генератор импульсов, переключающий блок, два ограничителя, датчик соединен с первым входом порогового блока, выход которого через обмотку первого реле управления и через последовательно соединенные первый ограничитель и обмотку второго реле управления соединен с шиной нулевого потенциала, а также через обмотку второго реле управления с шиной нулевого потенциала, второй вход порогового блока и первый вход переключающего блока соединены с положительной клеммой первого блока питания, выход генератора импульсов соединен с вторым входом переключающего блока, третий вход которого соединен с выходом порогового блока, вход генератора импульсов и четвертый вход порогового блока соединены с положительной клеммой второго блока питания, выход переключающего блока через блок задержки соединен с третьим входом порогового блока и через второй ограничитель с обмоткой второго реле управления, первый и второй выходы устройства через контакты первого и второго реле управления соединены с положительной клеммой первого блока питания.
Порогоый блок содержит резисторы, диод, и-р-и транзистор, р-п-р транзистор, стабилитрон, усилитель, охваченный через первый резистор положительной обратной связью, один из входов усилителя соединен через стабилитрон с шиной нулевого потенциала, через второи резистор с первым входом порогового блока, через третий резистор подключен к второму входу порогового блока, другои вход усилителя соединен с первым входом порогового блока и через четвертый резистор с шиной нулевого потенциала, контрольный вход порогового блока соединен через последовательно соединенные диод и пятыи резистор с вторым резистором и через шестой резистор с шиной нулевого потенциала, выход усилителя через седьмой резистор соединен с базой п-р-п транзистора, эмиттер которого соединен с первым входом усилителя, коллектор — через восьмой резистор соединен с базой р-и-р транзистора, которая через девятый резистор соединена с вторым входом порогового блока, к которому подкл|очен эмиттер, а коллекторв-и-р о
1S
2О и зо транзистора соединен с выходом порогового блока.
Переключающий блок содержит р-п-р транзистор, диоды, резисторы, стабилитроны, два п-р-п транзистора, эмиттеры которых объединены и через стабилитрон соединены с шиной нулевого потенциала, базы п-р-п транзисторов через первый и второй резисторы соединены соотвстственно с шиной нулевого потенциала, коллектор первого и-р-п транзистора через первый диод соединен с базой второго и-р-и траназистора, первый вход переключающего блока через третий резистор соединен с коллектором первого п-р-п транзистора, через последовательно соединенные четвертый резистор и второй диод с коллектором второго п-р-п транзистора, который через пятый резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через шестой резистор соединена с эмиттером р-п-р транзистора и первым входом переключающего блока, вход блокировки и трети и вход переключающего блока через первую и вторую цепочки из последовательно соединенных резистора и диода подсоединены к общей точке, которая через девятый резистор соединена с анодом второго диода и через третью цепочку из последовательно соединенных диода и резистора соединена с вторым входом переключающего блока.
На фиг. 1 дана схема предлагаемого устройства для пожарной сигнализации; на фиг 2 — осциллограммы, иллюстрирующие характер сигналов в узловых точках устройства сигнализации; на фиг. 3 и 4 соответственно схемы порогового элемента и переключающего элемента.
Устройство для пожарной сигнализации содержит тракты 1 и 2 сигнализации и индикатор 3 пожара. В состав трактов входят датчики 4 и 5 соответственно для трактов
1 и 2, пороговые блоки 6 и 7, блоки 8 и 9 питания, представляющие собой источники стабилизированного напряжения, переключающие блоки 10 и 11, генераторы 12 и ! 3 импульсов, блоки 14 и 15 задержки и реле 16 — 19 управления. Пороговые блоки 6 и
7 в каждом тракте, помимо основных входов, к которым подключены датчики 4 и 5, имеют контрольные входы и выполнены так, что при поступлении на эти входы электрического сигнала они срабатывают только в случае исправности датчика. Переключающие блоки 10 и 11 в каждом тракте имеют входы «Запуск», подключенные к генераторам 12 и 13 импульсов, входы «Сброс», подключенные к выходам пороговых блоков
6 и 7, и дополнительные входы, причем переключающие блоки 10 и 11 выполнены так, что при отклонении питающего их напряжения от номинальной величины в большую или меньшую сторону переключающий блок
669373
5О
55 принудительно запирается, а при повышении напряжения на дополнительном входе выше этой величины переключающие блоки 10 и 11, принудительно срабатывают. В каждом тракте выходы переключающих блоков 10 и 11 через блоки 14 и 15 задержки подключены к контрольным входам пороговых блоков 6 и 7, обмотки реле 16 и 8 управления подключены соответственно к выходам пороговых блоков 6 и 7, а обмотки реле 17 и 19 управления подключены каждая к выходам соответствующих переключающих блоков 10 и 11 и пороговых блоков
6 и 7 по логической схеме ИЛИ, в данном случае через ограничители 20 и 21 в тракте
1 и через ограничители 22 и 23 в тракте 2.
Цепь питания порогового блока 6 и дополнительный вход переключающего блока 10 в тракте 1 подключены к блоку 8 питания этого тракта, а цепи питания перключающего блока 10 и генератора 12 импульсов подключены к блоку 9 питания тракта 2. Соответсгвенно цепь питания порогового блока 7 и дополнительный вход переключающего блока !1 в тракте 2 подключены к блоку 9 питания, а цепи питания переключающего блока 11 и генератора 13 импульсов подключены к блоку 8 питания. Блоки 8 и 9 литания трактов 1 и 2 имеют отдельные шины 24 и 25 питания, предназначенные для подключения системы к двум независимым блокам 26 и 27 питания. В цепи индикации системы нормально — разомкнутые контакты 28, 29 и 30, 31 двух контактных групп реле 16 управления соединены параллельно, при этом нормально-разомкнутый контакт 30 одной из этих групп соединен с шиной 24 питания, нормально — замкнутый контакт 32 этой группы через нормально— разомкнутые контакты 33 реле 17 подключен к шине 25 питания, а переключающий контакт 31 той же группы через соединенные параллельно нормально — разомкнутые контакты 34 и 35 реле 18 и 19 подключены к одной из клемм индикатора 3 пожара, другой своей клеммой соединенного с шиной нулевого потенциала.
Входным каскадом порогового блока 6 служит усилитель 36, охваченный положительной обратной связью через резистор 37.
Выходное напряжение усилителя 36 имеет малую величину, если потенциал его неинвертирующего входа, обозначенного знаком «+», ниже потенциала инвертирующего входа, обозначенного знаком «-». Выходное напряжение усилителя 36 скачкообразно возрастает, когда потенциал неинвертирующего входа становится выше потенциала инвертирующего входа. Инвертирующий вход усилителя 36 подключен к источнику смещения, образованному стабилитроном 38, подключенному к шине питания порогового блока 6 через резистор 39. Неинвертирую5
1О
2О
25 эе
46 щий dxo;i усилителя соединен с одним из полюсов датчика 4 и через резистор 40--с шиной нулевого потенциала. Второй полюс датчика 4 соединен со средней точкой делителя напряжения, образованного резисторами 41 и 42 и включенного параллельно стабилитрону 38. Датчик 4 подключен по входу усилителя 36 так, что сигнал с него включен встречно напряжению, которое выделяется на резисторе 41. Контрольный вход порогового блока 6 подключен к средней точке делителя напряжения через последовательно соединенные диод 43 и резистор 44.
К выходу усилителя 36 подключены Bhtxolные каскады порогового блока 6 на транзисторах 45 и 46.
Переключающий блок 10 представляет собой усилитель постоянного тока, первые два каскада которого oxBH÷åны положительной обратной связью через резистор 47 и выполнены на транзистораx 48 и 49 одинаковой полярности, включенных по схеме с общим эмиттером. База транзистора 49 через диод 50 соединена с коллектором транзистора 48, объединенные эмиттеры через стабилитрон 51 подключены к общей точке системы и находятся под потенциалом, равным напряжению стабилизации этого стабилитрона. Входы «Запуск» и «Сброс» триггера подсоединены к базе входного транзистора 48 через резисторы 52 и 53 и диоды 54 и 55. Дополнительный вход переключающего блока 6 через резистор 56, стабилитрон 57 и диод 58 подключен к базе транзистора 49. Выходным каскадом переключающего блока 10 является транзистор
59, база которого связана с коллектором транзистора 49.
Устройство для пожарной сигнализации работает следующим образом.
При исправности всех элементов системы и возникновении пожара в зоне, где расположены датчики 4 и 5, каждый из датчиков 4 и 5 вырабатывает электрический сигнал, поступающий на основной вход пороговых блоков 6 и 7. При достижении сигнала датчиков 4 и 5 заданной величины срабатывают пороговые блоки 6 и 7 и подключенные к их выходам реле 16 — 19 управления. При этом включается индикатор 3 пожара, получая от блока 26 питания через шину 24 и замкнувшиеся контакты 28, 29 и 30, 31 реле 16 управления и контакты 32 и 33 реле 18 и 19 управления.
Отсутствие ложных сраоатываний при QTказе любого элемента устройства обеспечивается тем, что для включения индикатора 3 пожара необходимо совместное срабатывание хотя бы одного реле управления в каждом тракте сигнализации. При ложном срабатывании какого-либо одного тракта цепь индикации остается незамкнутой и индикатор 3 пожара не включается. Например, ес669373
21
4З
Зо ли в тракте 1 датчик 4 дает ложный сигнал и срабатывают пороговый блок 6 и реле 16 и 17 управления, то напряжение от блока 26 питания через замкнувшиеся контакты 28, 29 и 30, 31 поступит на нормально — разомкнутые контакты 34, 35, оставшегося исправным тракта 2, и включение индикатора 3 не произойдет. Устройство при этом останется работоспособным, так как в случае возникновения пожара срабатывает тракт 2 и контактами 34 и 35 замкнется цепь индикатора 3 пожара.
Способность обнаружить пожар при отказе любого элемента устройства достигается тем, что средства автоматического контроля производят непрерывную автоматическую проверку исправности трактов системы и при нарушении работоспособности какого-либо тракта отключают его. Проверка исправности трактов, например, тракта 1, осуществляется следуюшим образом.
Генератор 12 импульсов периодически посылает импульсы (осциллограмма U1, фиг. 2) на вход «Запуск» переключающего блока 10.
Срабатывая, переключающий блок 10 подает сигнал U на вход блока 14 задержки, выполненного, например, на элементах RC.
Напряжение Ua на входе блока 14 задержки, увеличиваясь по экспоненциальному закону, поступает на контрольный вход порогового блока 6. В момент, когда напряжение достигает напряжения срабатывания 11, порогового блока 6, последнее срабатывает с задержкой Тср и выходным сигналом U4 поступающим на вход «Сброс» переключаюшего блока 10, сбрасывает его. Устойчивое сбрасывание переключающего блока 10 обеспечивается тем, что длительность запускаюшего импульса Т выбрана заведомо меньшей величины T,l, и сигнал на вход
«Сброс» переключаюшего блока 10 приходит после исчезновения сигнала на входе
«Запуск». При срабатывании переключающего блока 10 сигнал на входе блока 14 задержки становится равным нулю, а на выходе уменьшается по экспоненциальному закону и, снизившись до напряжения отпускания Б порогового блока 6, включает его с задержкой времени Т, . Схема тракта возвращается в исходное состояние, завершая тем самым контрольный цикл.
В течение каждого контрольного цикла обмотка реле 16 управления на выходе порогового блока 6 находится под напряжением в течение времени Т01, а обмотка реле 17 управления, подключенная к выходам порогового блока 6 и переключающего блока 10 по схеме ИЛИ, находится под напряжением в течение контрольного цикла Т вЂ”вЂ”
= Tñp + Тот. Постоянная времени блока 14 задержки, определяюшая интервалы Т<р и
Тоу, выбрана так, что время контрольного цикла То заведомо меньше времени сраба1$
2О зо
40 тывания реле 16 и 17 управления, а жр44од повторения Т„запускающих импульсов выбран заведомо большим времени срабатывания реле; поэтому реле 16 и 17 управления не срабатывают во время контрольных циклов и не могут вызвать ложного срабатывания тракта 1.
B случае неисправности датчика 4 или порогового блока 6, а также при падении напряжения блока 8 питания или при прерывании питания по шине 24, например, при выходе из строя блока 26 питания, пороговый блок 6 не сработает при срабатывании переключающего блока 10 и не сбросит его. При этом реле 17 управления на выходе переключаюшего блока 10 сработает и своими контактами 33 подает питание от блока 27 питания через нормально — замкнутые контакты 31 и 32 реле 16 управления на контакты 34 и 35 реле 16 и 18 тракта 2. Теперь, в случае возникновения пожара, тракт 2, оставшийся исправным, сработает и контактами 34 и 35 включит индикатор 3 пожара.
При аварийном повышении выходного напряжения блока 8 питания, которое может нарушить работоспособность порогового блока 6 и тракта 1 в целом, переключающий блок 10 срабатывает от повышения напряжения на дополнительном входе, соединенном с блоком 8 питания. Переключающий блок 11 в тракте 2, питающийся от блока 8 питания при этом не сработает, так как выполнен так, что запирается при отклонении питающего напряжения от номинального как в меньшую, так и в большую сторону. По этой же причине переключающий блок 11 не сработает и при аварийном понижении выходного напряжения блока 8 питания.
Это делает невозможным ложное срабатывание системы как при повышении, так и при понижении выходного напряжения блока 8 питания. Вместе с тем система в целом при этом сохраняет работоспособность, так как в случае возникновения пожара оставшийся исправным тракт 2 сработает и включит индикатор 3 пожара.
Автоматический контроль работоспособности тракта 2 производится аналогично контролю тракта 1. При неисправности датчика 5, порогового блока 7, блока 9 питания или при прекращении питания по шине
25 срабатывает переключающий блок 11 и реле 19 управления. Теперь в случае пожара оставшийся исправным сигнальный тракт
1 сработает и своими контактами 28, 29 и
30, 31 через замкнутые контакты 35 реле 19 включит индикатор 3 пожара.
Цепи проверки работоспособности системы не включают реле 16 и 18 управления трактов 1 и 2 и сохранение работоспособности системы при отказе любого из этих
669373
Особые требования накладываются на такие элементы устройства, как пороговые блоки 6 и 7 и переключающие элементы 10 и 11. Пороговый блок системы должен иметь контрольный вход и срабатывать либо при получении сигнала датчика при возникновении пожара, либо при подаче сигнала на контрольный вход при условии, что исправлен датчик и сам пороговый блок системы должен иметь вход «Запуск», вход «Сброс» и дополнительный вход и должен запираться независимо от наличия или отсутствия сигнала на входе «Запуск», при отклонении питающего напряжения от номинальной величины, а также отпираться независимо от наличия или отсутствия сигнала на входе «Сброс», при повышении сигнала (напряжения) на дополнительном входе выше номинальной величины. Схемы порогового блока и переключающего блока, отвечающие указанным требованиям, даны на фиг. 3 и 4. В качестве датчика 4 системы пожарной
4S
so
$$ реле управления обеспечивается параллельным включением обмоток реле 16 и 17 управления и реле 18 и 19, а также параллельным соединением контактов 28, 29 и 30, 31 реле 16 управления.
При дублировании система пожарной сигнализации сохраняет свою работоспособность также при отказе любого элемента средств контроля. Например, отказ генератора 12, блока 14 задержки, несрабатывание переключающего блока 10 или отказ реле 17 управления не нарушают работопособность тракта 1 и означают лишь прекращение контрольных операций тракта 1.
Самопроизвольное срабатывание переключающего блока 10 и реле 17 управления означает ложное срабатывание только сигналь- $ ного тракта 1 и, следовательно, не может вызвать ни ложного срабатывания. ни потери способности обнаружения пожара для устройства в целом.
Устройство сохраняет свою работоспособность также при отказе любого из ограни- 2 чителей 20 — 23. Так, например, в тракте
1 обрыв цепи ограничителя 20 приведет к нарушению схемы резервирования реле 16.
Пробой ограничителя 20 приведет к самосрабатыванию переключающего блока 10, что так же, как в случае обрыва ограничителя 21, равнозначно прекращению контрольных операций тракта 1. Во всех перечисленных случаях тракт 1 и устройство в целом сохраняет способность обнаружения пожара. Пробой ограничителя 21 при- эо ведет к образованию цепи положительной обратной связи порогового блока 6 через блок 14 задержки и контрольный вход, что вызовет самопроизвольное срабатывание порогового блока 6 и тракта 1. Однако это не может вызвать потери работоспособности устройства в целом. сигнализации использована термопара. При отсутствии пожара сигнал с датчика 4 близок нулю. Сигнал через цепь датчика 4 поступает на вход усилителя 36. Выходное напряжение усилителя 36 имеет малую величину и, так как база транзистора 45 связана с выходом усилителя 36, а эмиттер транзистора 45 находится под потенциалом стабилитрона 38, транзисторы 45 и 46 заперты, а напряжение на выходе порогового блока 6 равно нулю.
При пожаре или аварийном повышении температуры в месте расположения датчика
4 сигнал с него возрастает и в момент, когда он превысит напряжение, выделяющееся на резисторе 41, усилитель 36 переключается, напряжение на его выходе скачкообразно возрастает, выходные транзисторы 45 и
46 порогового блока 6 отпираются и на его выходе появляется высокий потенциал.
В отсутствии пожара возможно срабатывание порогового блока 6 при подаче на контрольный вход положительного потенциала при условии, что датчик 4 исправен — нет обрыва его цепи и отсутствует короткое замыкание. В этом случае потенциал контрольного входа порогового блока 6 через диод 43 и резистор 44 подается на среднюю точку делителя напряжения, образованного резисторами 41, 42 и через цепь датчика 4 на инвертирующий вход усилителя 36, что вызывает срабатывание порогового блока 6.
При обрыве датчика 4 положительный потенциал не может попасть на неинвертирующий вход усилителя 36. На этот вход через резистор 40 поступает нулевой потенциал общей точки системы, в то время как инвертирующий вход находится под положительным потенциалом, снижаемым со стабилитрона 38. Пороговый блок 6 при этом не срабатывает. При замыкании датчика 4 на корпус, являющийся общей точкой системы, накоротко или через достаточно малое сопротивление, потенциал корпуса через сопротивление замыкания и цепь термопары попадает на неинвертирующий вход усилителя 36 и, так же, как и в предыдущем случае, предотвращает срабатывание порогового блока 6 при наличии положительного потенциала на его контрольном входе. Таким образом, срабатывание порогового блока 6 при подаче сигнала на его контрольный вход свидетельствует об исправности как датчика 4, так и самого порогового блока 6.
Запуск переключающего блока 10 производится импульсом отрицательной полярности, подающимся на вход «Запуск». При этом транзистор 48 запирается, транзистор
49 отпирается, ток через резистор 47 снижается, и транзистор 48 после снятия запускающего импульса остается запертым потенциалом общей точки системы, посту669373
1О
Формула изобретения
so
55 накипим на базу транзистора через резистор 60. При отпирании транзистора 49 вместс с ним открывается транзистор 59 и на выходе триггера появляется положительный потенциал.
Сброс переключающего блока производится положительным потенциалом, который подается на вхо.i «Сброс». При этом транзистор 48 отпирается, а транзисторы
49 и 59 запираются. Потенциал на выходе переключаloùåãо блока падает до нуля. После исчезновения напряжения на в."<оде
«Сброс» переключа1огций блок поддерживается в запертом состоянии током обратной связи через резистор 47.
При снижении напряжения питания ниже определенной величины, примерно соответствующей напряжению стабилизации стаби1HTpoll3 51, псреклкгчаюгций блок 10 будет заперт даже прп наличии сигнала на входе «Запуск», так как коллекторное напряжение транзистора 49 снизится до нуля.
При увеличении напряжения питания выше определенной вел .. ны. ток обратной связи через резистор 47 возратает настолько, что импульс запуска не сможет запереть транзистор 48 и переключающий блок 10 остается в запертом состоянии, даже при наличии сигнала на входе «Запуск».
Напряжение стабилизации стабилитрона 57 в цепи доно.1нительного входа выбрано таким, что при номинальной величине напряжения на этом входе стабилитрон 57 находится в непроводягцем состоянии и влияет на работу переключающего блока. При повышении напряжения на дополнительном входе выше определенной величины стабилитрон 57 переходит в проводящее состояние, через цепь дополнительного входа проходит ток, отпирающий транзисторы 49 и
59, и переключающий блок 10 срабатывает, даже если на входе «Сброс» имеется положительный потенциал.
Переключаюший блок 10, таким образом, запирается, независимо от наличия сигнала на входе «Запуск», при отклонении напряжения питатания от номинальной величины и принудительно срабатывает при повышении напряжения на дополнительном входе выше этой величины, что соответствует требованиям, предъявленным дублированной системой к этому элемеHT) .
Для предотвращения совместного срабатывания переключающих блоков 10 и 11 в обоих трактах в схеме каждого переключающего блока 10 и 11 предусмотрен вход блокировки, подключенный к базе транзистора
48 через резистор 61 и диод 62. Вход блокировки переключающего блока 10 или 11 каждого тракта соединен с выходом переключающего блока другого тракта. В случае срабатывания одного из них на входе блокировки другого появляется положительное
io
45 напряжение, которое открывает транзистор
48, а сам переключающий блок 10 или 11 запирается, что делает невозможным их совместное срабатывание.При дублировании системы пожарной сигнализации, вероятность ложного срабатывания системы в 500—
2000 раз ниже вероятности ложного срабатывания нерезервированной системы пожарной сигнализации. Примерно в такой же степени снижается вероятность нефункционирования системы. Посколько в авиации всякое ложное срабатывание или нефункционирование системы пожарной сигнализации связано с задержкой рейса или вынужденной посадкой самолета, применение дублирования в системе пожарной сигнализации позволяет повысить надежность системы и безопасность воздушного движения.! . Устройство для пожарной сигнализации, содержащее блоки питания, а в каждом канале датчик, пороговый блок и два реле управления, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства, в каждый канал введены блок задержки, генератор импульсов, переключающий блок, два ограничителя, датчик соединен с первым входом порогового блока, выход которого через обмотку первого реле управления и через поп1едовательно соединенные первый ограничитель и обмотку второго реле управления соединен с шиной нулевого потенциала, а также через обмотку второго реле управления с шиной нулевого потенциала, второй вход порогового блока и первый вход переключающего блока соединены с положительной клеммой первого блока питания, выход генератора импульсов соединен с вторым входом переключающего блока, третий вход которого соединен с выходом порогового блока, вход генератора импульсов и четвертый вход порогового блока соединены с положительной клеммой второго блока питания, выход переключающего блока через блок задержки соединен с третьим входом порогового блока и через второй ограничитель с обмоткой второго реле управления, первый и второй выходы устройства через контакты первого и второго реле управления соединены с положительной клеммой первого блока питания.
2. Устроиство по п. I, отличающееся тем, что пороговый блок содержит резисторы, диод, п-р-п транзистор, р-и-р транзистор, стабилитрон, усилитель, охваченный через первый резистор положительной обратной связью, один из входов усилителя соединен через стабилитрон с шиной нулевого потенциала, через второй резистор с первым входом порогового блока, через третий резистор
669373
14 подключен к второму входу порогового блока, другой вход усилителя соединен с первым входом порогового блока и через четвертый резистор с шиной нулевого потенциала, контрольный вход порогового блока соединен через последовательно соединеные диод и пятый резистор с вторым резистором и через шестой резистор с шиной нулевого потенциала, выход усилителя через седьмой резистор соединен с базой n-p-и транзистора, эмиттер которого соединен с первым входом усилителя, коллектор — через восьмой резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через девятый резистор соединена с вторым входом порогового блока, к которому подключен эмиттер, а коллектор р- п-р транзистора соединен с выходом порогового блока.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, переключающий блок содержит р-п-р транзистор, диоды, резисторы, стабилитроны, два п-р-п транзистора, эмиттеры кото- 20 рых объединены и через стабилитрон соединены с шиной нулевого потенциала, базы п-р-и транзисторов через первый и второй резисторы соединены соответственно с шиной нулевого потенциала, коллектор первого и-р-п транзистора через первый диод соединен с базой второго и-р-и транзистора, первый вход переключающего блока через третий резистор соединен с коллектором первого п-р-п транзистора, через последовательно соединенные четвертый резистор и второй диод с коллектором второго и-р-и транзистора, который через пятый резистор соединен с базой р-n-p транзистора, которая через шестой резистор соединена с эмиттером р-и-р транзистора и первым входом переключающего блока, вход блокировки и третий вход переключающего блока через первую и вторую цепочки из последовательно соединенных резистора и диода подсоединены к общей точке, которая через девятый резистор соединена с анодом второго диода и через третью цепочку из последовательно соединенных диода и резистора соединена с вторым входом переключающего блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 570077, кл. G 08 В 17)06, 1975.
2. Davis R. А. Concorde ровer plont fire
protection system «Aircraft engineering»
1971, № 43, № 5.
669373 контрельный ельд дитание длрд Драолнительный
Ачниррдни млрд
«иордание
Орр
Йгхрд
Запуск
Составитель О. Богомолова
Редактор Л. Гребенникова Техред О. Луговая Корректор Н. Горват
Заказ 3663/41 Тираж 700 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4