Электрическая машина с криогенным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

\ т От и

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е и 669455

ИЗОБРЕТЕНИЯ (6!) Дополнительн авт. свид-ву Л 62960! (22) Заявлено 10.02.77 (21) 2445812/24-07 с при соеди не ни ем заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл о

Н 02 К 9/197

Н 01 L39/02

Государстоонный комитет

СССР по делам изооретоннй н открытий

Опубликовано 25.06.79. Бюлчетень № 23

Дата опубликования описания 03.07.79 (53) УДК 621.313..713 (088.8) (72) Авторы

Ю. И. Бадрухин, Г. С. Горбунов, Ю. С. Попов и Ю. В. Скачков (71) Заявитель Специальное конструкторское бюро по энергохимической аппаратуре и машинам «Энергохиммаш» (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КРИОГЕННЫМ

ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением, и является усовершенствованием известного устройства.

Из основного авторского свидетельства ¹ 629601 известна электрическая машина с криогенным охлаждением, содержащая ротор со сверхпроводяшей обмоткой возбуждения и выполненные с каналами подвода и отвода хладоагента вал и электротермоэкран с торцовыми элементами, закрепленными на валу. Торцовые элементы имеют наружную и внутреннюю стенки и перегородки, между которыми образованы сообшаюшиеся с упомянутыми каналами кольцевые полости, одни из которых, сообщающиеся с каналами подвода хладагента, размешены в зоне внутренней стенки, а другие — сообшаюшиеся с каналами отвода в зоне наружной стенки. Сверхпроводяшая обмотка возбуждения окружена оболочкой гелиевой полости, которая снабжена упругими торцовыми элементами с горловинами, закрепленными на валу.

Недостатком такой электрической машины является неполная компенсация температурной деформации элементов ротора, поскольку компенсация осуществляется только за счет упругих торцовых элементов гелиевой полости. В результате этого снижается надежность конструкции машины. Кроме того, закрепление торцовых элементов непосредственно на валу увеличивает теплоприток к хладагенту, Цель дополнительного изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

Это достигается тем, что электрическая машина снабжена теплообменниками, и тв внутренние стенки торцовых элементов выполнены в виде упругих кольцевых пластин и снабжены горловинами, причем последние закреплены на валу через теплообменники.

iS

На чертеже изображен ротор электрической машины в зоне размещения торцовых элементов, поперечный разрез.

Машина содержит сверхпроводягцую обмотку 1 возбуждения, вал 2, каналы 3 ох2о лаждения вала, оболочку 4 ге. невой полости, торцовые элементы 5 оболочки клеевой полости, горловину 6, электротермоэкран 7, каналы 8 охлаждения электротермоэкрана, внутреннюю стенку 9 Top(ioBblx элементов

669455

Формула изобретения

11 6

Составитель Д. Румянцев

Техред 0, Луговая Корректор M. Вигула

Тираж 856 Подписное

ЦH И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Разумова

Заказ 3673/4 6 электротермоэкрана, горловину 10 внутренней стенки и теплообменник 11.

Сверхпроводящая обмотка 1 возбуждения укреплена на валу 2, содержащем каналы 3 охлаждения вала, и окружена оболочкой 4 гелиевой полости. Оболочка 4 гелиевой полости снабжена упругими торцовыми элементами 5, оканчивающимися горловинами 6. Снаружи оболочки 4 размещен электротермоэкран 7 с каналами 8 охлаждения. Внутренние стенки 9 торцовых элементов электротермоэкрана 7 выполнены в виде упругих кольцевых пластин и снабжены горловинами 10. Горловины 6 и 10 соединены одна с другой и закреплены на валу 2 через теплообменник 1.

Такая конструкция позволяет скомпенсировать разность осевых деформаций вала 2 ротора и оболочки 4 гелиевой полости за счет совместного прогиба торцовых элементов 5 оболочки 4 и внутренних стенок 9 торцовых элементов электротермоэкрана 7 и повысить надежность электрической машины. Снабжение торцовых элементов 9 горловинами 10 и закрепление горловин 6 и 10 на валу 2 через теплообменник 11 позволяет снизить теплоприток к гелиевой полости и уменьшить потери жидкого хладагента за счет увеличения длины теплового моста, образованного горловинами, и за счет его дополнительного охлаждения обратны м потоком гелия через теплообменник 1.

Все это повышает надежность электрической машины и улучшает ее технико-экоЫ номические показатели.

I. Электрическая машина с криогенны м охлаждением по а вт. с в. ¹ 629601, от 1ичаюи!аяся тем, что с целью повышения эксплуатационной надежности, она снабжена теплообменниками и внутренние стенки торцовых элементов выполнены в виде упру20 гих кольцевых пластин и снабжены горловинами, причем последние закреплены на валу через теплообменники.