Регулятор напряжения для автомобильного генератора переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
669465 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.10.76 (21) 2405554/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .
Н 02 Р9/10//
Н02 J 7/16
Госудоротвеииый комитет ссср оо делам иеобретеиий и открытий (53) УДК 621.316..722 (088.8) Опубликовано 25.06.79. Бюллетень №23
Дата опубликования описания 03.07.79 (72) Авторы изобретения
А. Х. Синельников и В. Ф. Немцев (71) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электронным устройствам, предназначенным для применения в автомобильном транспорте, в частности для автоматического поддержания напряжения на зажимах автомобильного генератора переменного тока в заданных пределах.
Наиболее близким к изобретению из известных регуляторов напряжения автомобильного генератора переменного тока является регулятор напряжения, содержащий связанный с аккумулятором транзисторный усилитель постоянного тока, к выходу которого подключена обмотка возбуждения генератора, зашунтированная диодом в обратном направлении, пороговое устройство на стабилитроне, связанная с регулировочным и дополнительным резисторами (!).
Однако известный регулятор отличается низкой точностью регулирования напряжения.
Снижение точности регулирования напряжения происходит вследствие того, что в стандартных системах электрооборудования автомобилей к цепи подключения регулятора, как правило, подключаются еще и другие достаточно мошные потребители электроэнергии, такие, например, как система зажигания и прерыватель указателей поворотов. Вследствие этого напряжение, развиваемое генератором, повышается на величину падения напряжения в цен между генератором и регулятором. Таким образом известный регулятор фактически поддерживает напряжение в заданных пределах не на зажимах генератора, а на своих собственных зажимах. Это приводит к повышению напряжения заряда аккумулятора, что отрицательно сказывается на его долговечности. Указанное явление усугубляется в случае увеличения по каким-либо причинам сопротивления в цепи между генератором и регулятором, что может произойти, например, в процессе эксплуатации вследствие обгорания контактов в замке зажигания или ослабления крепления штекеров приводов.
Кроме того, сам flo себе регулятор напряжения является достаточно мошным потребителем электроэнергии, которая поступает через него в обмотку возбуждения генератора, и в случае, если сопротивление в
669465
Формула изобретения
35 це.и мсжду генератором и регулятором будет препiiii ать норму, это также приведет к пс«.:, кению характеристики регулятора.
,ель изобретения -- повышение точности регулирования напряжения.
Это достигается разделением силовой и измерп гс. ьнoI цепей pei улятора путем введения в не, о грпнзистора и вспомогательного резистора, причем эмиттер транзистора подключен к точке соединения регулировочного резистора с пороговым устройством на стабилитроне, б за транзистора через дополнительный резистор подключена к Iioложитсльному выводу регулятора, а коллектор через вспомогательный резистор — к положительному выводу аккумулятора.
На чертеже представлена электрическая схема регулятора с цепями соединения на автомобиле.
Регулятор содержит транзистор 1, вспомогательный резистор 2, дополнительный резистор 3, регулировочный резистор 4, пороговое устройство на стабилитроне 5, усилитель 6 постоянного тока на транзисторах 7, 8 и 9 и резисторах!Π— l4 и диод 15.
Обмотка возбуждения 16 генератора 17 включена между положительным выводом регулятора и отрицательным выводом источника питания — аккумулятора 18.
Положительный вывод аккумулятора соединен с пл|осовым выводо vi генератора и черсз выключатель !9 с плюсовым выводом регулятора. ! асиля гор рабсггает следующим образом. . со тех пор, пока выключатель !9 разомкнут, положительное напряжение на базу транзистора 1 не поступает, вследствие чего последний закрыт, ток через резистор 2, подключенный непосредственно (минуя вы1 клю атель 19 к iiëþñîâoI5ó выводу аккумулятора, нс протекHpT и напряжение питания к регулятору не поступает. При замыкании выключателя 19 транзистор 1 открывается током через резистор 3, и напряжение аккумулятора через резистор 2 и открытый транзистор поступает к пороговому устройству на стабилитроне 5. Величина этого напряжения зависит от соотношения величин сопротивлений резисторов 2 и 4 и от величины напряжения питания.
Величины резисторов 2 и 4 выбираются таким образом, что пока вал генератора 17 не вращается, напряжение, поступающее к стабилитрону 5, меньше напряжения его стабилизации, и стаоилитрон закрыт. Следовательно, напряжение на резисторе 10 отсутствует и транзистор 7 усилителя 6 также закрыт, а транзисторы 8 и 9 открыты током через резистор 1! . Обмотка возбуждения 16 генератора 17 через открытый тран4 зистор 9 подключена к положительному выводу аккумулятора 18 и через нее протекает ток.
Вследствие протекания тока через обмотку возбуждения напряжение, развиваемое генератором при увеличении скорости вращения его вала, будет увеличиваться до тех пор, пока не откроется стабилитрон 5, после чего транзистор 7 усилителя также откроется, а транзисторы 8 и 9 закроются, отключая обмотку возбуждения генератора от
56 источника питания. Ток в обмотке возбуждения начинает убывать, протекая через диод 15. Напряжение, развиваемое генератором, будет уменьшаться до тех пор, пока стабилитрон 5 и транзистор 7 не закроются
У а транзисторы 8 и 9 откроются, снова подключая обмотку возбуждения генератора к источнику питания и т. д. в течение всего времени работы регулятора.
При изменении скорости вращения вала генератора и его нагрузки изменяется час2О тота и скважность переключения транзисторов 7 — 9 усилителя 6, изменяя среднее значение тока через обмотку возбуждения енератора таким образом, что напряжение, развиваемое генератором, остается постоянным.
Предложенная схема позволяет подключать пороговое устройство регулятора непосредственно к аккумулятору, минуя силовую цепь обмотки возбуждения генератора и другие силовые цепи. В результате зр напряжение, поддерживаемое регулятором, становится независимым от сопротивления подводящих цепей и наличия других потребителей в этих цепях.
Регулятор напряжения для автомобильного генератора переменного тока, содержащий подсоединенный к выводам для подключения аккумулятора транзисторный уси5о литель постоянного тока, пороговый элемент на стабилитроне, связанном с регулировочным и дополнительным резисторами, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, он снабжен
45 вспомогательным резистором и транзистором, эмиттер которого соединен с общей точкой регулировочного резистора и стабилитрона, а база и коллектор через дополнительный и вспомогательный резисторы, соответственно, связаны с выводом для подсоединения плюсовой клеммы аккумулятора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 524301, кл. Н 02 7/16, 1974.
669465
Составитель И. Галиева
Техред О. Луговая Корректор М. Нигула
Тираж 856 Подписное
Редактор Т. Клюкина
Заказ 3673 46
ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П П П «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4