Способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
п11670365
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 26.09.77 (21) 2525869 25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень ¹ 24 (45) Дата опубликования описания 30.06.79 (51) М. Кл."В 21Н 5/00
Государственный комитет (53) УДК 621.771.29 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Н. Н. Дорожкин, О. И. Кузьменко, А. П. Челышев и В. А. Карпушин
Институт проблем надежности и долговечности машин
АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ
ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес.
Известен способ восстановления профи- 5 ля зубьев зубчатых колес, включающий нагрев зубчатого колеса и последующую обкатку зубьев деформирующим валком с одновременной подачей между зубчатым колесом и деформирующим валком допол- 10 нительного материала в виде ленты (1).
Недостатками данного способа являются недостаточно прочное сцепление дополнительного материала с восстанавливаемым зубчатым колесом и сохранение дефектного 15 слоя зубьев, снижающее качество восстанавливаемого зубчатого колеса.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному техническому решению являет- 20 ся способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес путем нагрева заготовки и обкатки ее с одновременной подачей в зону зацепления дополнительного материала в виде ленты (2). Причем перед обкаткой 25 зубчатое колесо термически обрабатывают и удаляют по профилю зуба дефектный слой металла толщиной, равной толщине дополнительного материала. Припекаемая лента изготовлена из порошка твердого сплава, скрепленного пластификатором.
Недостаток этого способа заключается в его низкой производительности.
Целью изобретения является повышение производительности и качества изделий.
Это достигается за счет того, что восстанавливают одновременно два изношенных колеса, при этом изношенные колеса вводят в зацепление одно с другим, син«ронизируют их вращение, в зону зацепления подают одновременно две ленты, а обращенные одна к другой повер«ности лент покрывают веществом, химически инертным по отношению к материалу лент.
В качестве химически инертного вешества может быть использован графит.
На фиг. 1 представлена схема восстановления изношенных зубчаты«профилей; на фиг. 2 — механизм синхронизации вращения обрабатываемых изделий.
Зубчатые колеса 1 и 2, имеющие изношенный профиль, предварительно термически обрабатывают и удаляют по профилю дефектный слой металла толщиной, равной толщине дополнительного материала, После этого их приводят во вращение. Между ними пропускают две ленты 3 и 4, выполненные из порошка твердого сплава, HB67036->
) Фиа. f
С- г.Л
ЦНИИПИ НПО «Поиск» Заказ 1699/17 Изд. ¹ 382 Тираж 1034 Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
3 пример СНГН, скрсплеппого пластификатором. Соприкасающиеся поверхности лент промазывают графитом 5, химически инертным по отношению к металлической основе и пластификатору. 5
Нагрев контактирующих поверхностей зубьев колес 1 и 2 осуществляют с помощью индуктора б. Кинем атическую точность обката при восстановлении колес обеспечивают соосно расположенными эталонными колесами 7 и 8, вращающимися на осях в корпусах 9 и 10, обеспечивающих тепловую изоляцию эталонных колес 7 и 8 от источника нагрева — индуктора ТВЧ б.
Пример. Два изношенных зубчатых колеса термически обжигают и режущим инструментом (долбяком) по методу обкатки на зубодолбежном станке с колес снимают дефектный слой толщиной 11 мм.
Две ленты каждая толщиной 1 мм промазывают графитом (толщина слоя 0,1—
0,2 мм). Ленты изготовлены из пластификатора этилсиликата и твердосплавного металлического порошка — СНГН (HRc— б0 сд.). 2г
Зубчатые колеса вращают со скоростью
20 — 30 об/мин с одновременным нагревом
ТВЧ зубьев по линии зацепления до температурь1 1050 — 1100 С, обеспечивающей спекание порошкового слоя с восстанавливаемыми поверхностями зубьев. Лента 3 припечется к зубчатому колесу 1, а лента
4 — к колесу 2. Вращение колес 1 и 2 синхронизировано с вращением колес 7 и 8, 4 соос»о с ними располо>кепных, что обеспечивает исключение погрешности обкатки зубьев.
Предложенный способ позволит увеличить вдвое производительность процесса восстановления зубчатых профилей и обеспечивает высокую точность восстановления зубчатого профиля.
Формула изобретения
1. Способ восстановления профиля зубьсв зубчатых колес путем нагрева заготовки и обкатки ее с одновременной подачей в зону зацепления дополнительного материала в виде ленты, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и качества изделий, восстанавливают одновременно два изношенных колеса, при этом изношенные колеса вводят в зацепление одно с другим, синхронизируют их вращение, в зону зацепления подают одновременно две ленты, а обращенные одна к другой поверхности лент покрывают веществом, химически инертным по отношению к материалу лент.
2. Способ по по 1, отличающийся тем, что в качестве химически инертного вещества используют графит.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 490543, кл. В 21Н 5/00, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № 582878, кл. В 21Н 5/00, 1976.
-- 3