Устройство для контроля превышения допустимого значения параметров автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— 22) Заявлено 16.02.78 (21) 2562830 27-11 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень № 24 (45) Дата опубликования описания 12.07.79 (51).Ч.Кл.-" В 60 Q 9/00

G 08 В 19 00

Государстеенный комитет по делам изобретений и открытий (53) X"1 К 654.915,924 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Г. Макаров и В. В.;Керии (71) Заявитель Рижское специализированное конструкторское и проектнотехнологическое бюро по диагностике автомобилей (54) УСТ РО Й СТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ПРЕВЫШЕНИЯ ДОПУСТИМОГО ЗНАЧЕНИЯ

ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности ж устройствам для контроля превышения допустимого значения параметров автомобиля, предназначено для сигнализации о выходе за пределы допустимых значений контролируемых параметров и может быть использовано при эксплуатаци и испытаниях автомобиля .или его агрегатов.

Известно устройство для контроля технического состояния а втомобилей, содержащее датчики контролируемых параметров, установленные в соответствующих узлах автомобиля и соединенные через компараторы с индикаторами (11. При отклонении контролируемых параметров от номинальных значений на величину, превышающую допустимую, соответствующие индикаторы выдают сигнал.

Повреждение одного или нескольких контрольных трактов такого устройства приведет к тому, что они не будут выдавать предупредительный сигнал при выходе параметров автомобиля за допустимый предел.

Наиболее близким к изобретению по техничес <ой сущности и достигаемому результату является устройство для контроля превышения допустимого значения параметров автомобиля, содержащее датчики контролируемых параметров, установленные в соответствующих узлах автомобиля и соединенные каждый с одним из входов одного из компараторов, другой вход каждого,из которых подключен к средней точке делителей напряжения, а выход — к одному из индикаторов, опорные диоды н блок самоконтроля с ключом 2).

Недостаток этого устройства в том, что проверку исправности его контрольных трактов невозможно осуществить во время движения автомобиля. Это приводит к тому, что при возникновении неисправности в каком-либо контрольном тракте устройство не выдает соответствующую пнфор мацию.

Цель изобретения — повышение надеж ности работы устройства.

Цель достигается тем, что блок самоKoHTpoëÿ содежит мультивибратор,,выход которого подключен ко вторым входам компараторов, и с.;е»у И вЂ” НЕ, входы которой соединены с выходами компараторов, а выход — с управляющим входом ключа, вклю чен ного последовательно с индикаторами. причем первые входы компараторов соединены дополнительно со средними точками других делителей напряжения, а каждый из опорных диодов включен параллельно одному из датчиков.

670481

Это позволяет ввести в работу устройства цикл проверки контрольных трактов и непрерывно чередовать его с циклом проверки параметров автомобиля. Таким образом осуществляется непрерывная проверка исправности самого устройства.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство содержит резистированные или контактные датчики 1-1 — 1-8 контролируемых параметров, установленные в соответствующих узлах автомобиля, опорные диоды 2-1 — 2-8, подключенные параллельно датчикам 1-1 18, делители напряжения на резисторах 8-1 — 8-6, компараторы 4-1—

4-8, мульти вибратор 5, делители напряжения на резисторах 6-1 — б,б, световые индикаторы 7-1 — 7-8, схему И вЂ” НЕ 8, ключ 9, звуковой сигнализатор 10 и кнопку 11. Диоды 2-1 — 2-8 размещены в корпусе датчиков

1-1 — 1-8 или в непосредственной близости от них и соединены пооредсввом делителей на резисторах 8-1 — 8 б напряжения с инвертирующим и входами компараторов 4-1—

4-8. Мультиви братор 5 подключен к,неинвертирующ им входам компараторов. Выходы компараторов соединены со световыми идикаторами и входами элемента И вЂ” HE 8, выход которого подключен через ключ 9 к общему проводу световых индикаторов

7-1 — 7-8 и звуковому сигнализатору 10.

1 нонка 11 подключена параллельно ключу

9. На чертеже показаны также развязывающие диоды 12-1 — 12-8 .и резисторы 18-1—

18-8 обратной связи.

Устройство начинает работать с момента включения бортовой сети. Работа схемы определяется фазой работы мультивибратора, который совместно со схемой И вЂ” НЕ 8 образует блок cBMolKQHTpoJIH.

При отсутствии сигнала с выхода мультивибратора 5 напряжение на датчиках

1-1 — 1-8, подключенных к инвертирующим входам компараторов 4-1 — 4-8, превышает напряжение, определяемое делителями на резисторах 6-1 — б-б на неинвертирующих входах KDMIIBlpBTopoâ, но не может быть болыпе напряжения на прямом переходе кремниевых диодов 2-1 — 2-8, подключенных параллельно датчикам. На выходах компараторов 4-1 — 4-8 присутствует отрицательный потенциал, и световые индикаторы не горят, Выход контролируемого параметра за пределы нормы, например, увеличение температуры масла в двигателе, приводящее к уменьшению сопротивления термодатчика, или уменьшение давления масла, приводящее к замыканию контактов контактного датчика, вызывает уменьшение напряжения на датчике и опрокидывание соответствующего компаратора, и при отсутствии сигнала с мультивибратора 5 загорается соответствующий световой индика5

Зо

-,op и срабатывает звуковой сигнализатор 10.

В случае,,когда все контролируемые параметры в норме, при появлении сигнала на выходе мультлвибратора 5 на неинвертирующие входы всех компараторов 4-1—

4-8 подается напряжение, превышающее напряжение на прямом переходе диодов

2-1 — 2-3, и вызывающее опрокидывание всех ком параторов. На выходах всех компараторов появляется положительный потенциал. Однако при испранности контрольных трактов устройства световые индикаторы 7-1 7-8 не горят, так как на всех входах элемента И вЂ” НЕ 8 присутствует сигнал, следовательно, на выходе его сигнала нет и ключ 9 обесточен.

При обрыве какой-либо линии связи, со. единяющей датчик с ком паратором, или неисправ1ности компаратора, напряжение на инвертирующем входе этого компаратора, определяемое одним из делителей на резисторах 8-1 — 8-6, становится больше, чем напряжение на неинвертирующем его входе. С этого момента на его выходе 6удет только отрицательный потенциал. Поэтому при появлении сигнала с мультивибратора 5 положительный потенциал появляется на выходах всех компараторов

4-1 — 4-8, кроме того, линия связи которого оборBBIHB.

При этом элемент И вЂ” НЕ 8 открывает ключ 9. В результате загораются все све. товые индикаторы 7-1 — 7-8, кроме того, в тракте которого возникла неисправность, и срабатывает звуковой сипнализатор 10.

Для проверки исправности световых индикаторов нажимают на кнопку 11. При замкнутой KHoIIIKe 11 появление сигнала с мультивибратора 5 вызывает срабатывание

IIcex исправных индвкаторов 7-1 — 7-8 и сигнализатора 10.

Формула изобретения

Устройство для контроля превышения допустимого значения параметров автомобиля, содержащее датчики контролируемых параметров, установленые в соответствующих узлах автомобиля и соединенные .каждый с одним из входов одного из компараторов, другой вход каждого из которых подключен .к средней точечке одного из делителей напряжения, а выход — к одному из индикаторов, опорные диоды и блок самоконтроля с ключом, отл и ч а ющееся

Ievr, что, с целью повышения надежности работы, блок самоконтроля содержит мультивибратор, выход которого подключен ко вторым входам компараторов, и схему

И вЂ” HE, входы которой соединены с выходами компараторов, а выход — с управляющим

670481

Составитель Л. Цобан

Техред Н. Строганова

Корректор И. Симкина

Редактор А. Купрякова

Заказ 454/831 Изд. ¹ 375 Тираж 821 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» входом ключа, включенного последовательно с индикаторами, причем первые входы компараторов соединены дополнительно со средними точками других делителей напряжения, а каждый из опорных диодов включен параллельно одному из датчиков.

5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент СССР № 458141, кл. G 01М

19/00, 01.03.73.

2. Патент США № 3944969, кл. 340-52, 10 16.03.76.