Монорельсовый тягач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i! 670487
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.02.78 (21) 2581690/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М Кл
В 61В 13/04
Государственный комитет ло делам изаоретений (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень № 24 (53) УДК 621.873.8 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 30.06.79 (72) Авторы изобретения (71) Заявители
В. С. Берсенев и С. Б. Альтшулер
Ленинградский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Г. В. Плеханова, Кировский политехнический институт и Комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана (54) МОНОРЕЛЬСОВЫИ ТЯГАЧ
Изобретение относится к монорельсовым тягачам с регулируемым давлением ведущих колес на рельс.
Известен монорельсовый тягач, содержащий две пары опорных колес, попарно соединенных продольными балками и поперечными U-образными хомутами, которые снабжены сцепками, и ведущее колесо с приводом, смонтированное на продольном рычаге, один конец которого прикреплен непосредственно к одному из U-образных хомутов, а другой — ко второму U-образному хомуту посредством пружины (1).
Недостатком такого монорельсового тягача является низкая надежность его работы из-за уменьшения сцепления приводного колеса с монорельсом при движении его по выпуклому вертикальному закруглению пути.
Наиболее близким техническим решением является монорельсовый тягач, содержащий две пары опорных колес, попарно соединенных продольными балками и поперечными U-образными хомутами, которые снабжены сцепками, и ведущее колесо с приводом, смонтированное на прижимном продольном рычаге, концы которого прикреплены к U-образным хомутам посредством шарнирного стержня с одной стороны и коленчатых рычагов с общим плечом— с другой (2).
Недостатком данного монорельсового тягача следует считать погрешности при регулировании и давлении колес на рельс при отклонении шарнирного стержня, соединяющего тягач с составом вагонеток, от продольной оси тягача, и особенно при выходе тягача в направлении подъема с на10 клонного участка пути иа горизонтальный.
К недостаткам расматриваемых тягачей следует отнести затрудненность использования их при одновременной работе при подключении к составу вагонеток цугом.
Целью изобретения является повышение надежности сцепления ведущего колеса с рельсом.
Достигается это тем, что общее плечо коленчатых рычагов снабжено на конце горизонтальной штангой, а прижимной продольный рычаг имеет стойку, которая шарнирно соединена с горизонтальной штангой.
На чертеже приведена кинематическая схема монорельсового тягача.
Тягач состоит из двух основных частей— рамы 1 и прижимного продольного рычага 2. Рама 1 состоит из продольных балок
3, жестко соединенных по концам U-образными хомутами 4. На балках 3 рамы 1
670487 смонтированы две пары опорных колес 5, взаимодействующих с рельсом 6. Оба U-образных хомута оборудованы сцепками 7.
На прижимном продольном рычаге 2 смонтировано ведущее колесо 8 с приводом 5 (не показан), взаимодействующее с рельсом 6 с противоположной опорным колесам
5 стороны.
Прижимной продольный рычаг 2 снабжен стойкой 9 и шарнирными стержнями 1о
10, перпендикулярными к рельсу 6. Один из шарнирных стержней прикреплен с одной стороны рамы 1 непосредственно к хомуту 4, а другой, с другой стороны рамы
1, — ко второму хомуту 4 посредством 1д смонтированных на нем коленчатых рычагов 11.
Коленчатые рычаги 11 имеют два коротких плеча, противоположно направленных вдоль рельса 6, и снабжены на концах сухарями 12, и общее плечо 13, расположенное перпендикулярно к рельсу 6. Короткие плечи коленчатых рычагов 11 сухарями 12 взаимосвязаны с упорами 14, которыми оборудованы как хомут 4, так и сцепка 7, а общее плечо коленчатых рычагов шарнирно соединено со стойкой 9 посредством установленной на ней горизонтальной штанги 15.
Кроме того, рама 1 и подвижный рычаг зО
2 связаны между собой приспособлением
16 начального затяга.
Монорельсовый тягач работает следующим образом.
Приспособление 16 начального затяга зд удерживает ведущее колесо 8 в контакте с рельсом 6 при нулевых нагрузках на тягач.
Если на ведущее колесо 8 от привода передается крутящий момент, направленный против часовой стрелки, то на ведущее ко- 40 лесо 8 от рельса 6 действует касательная реакция, направленная вправо. Эта реакция заставит рычаг 2 сместиться также вправо. При этом произойдет самозатяг механизма, так как реакция рельса через 45 ведущее колесо 8, рычаг 2 и шарнирный стержень 15 будет передана на конец общего плеча 13 коленчатых рычагов 11, и они повернутся относительно правого сухаря 12, который войдет в контакт с правым упором 14.
Поворот коленчатых рычагов 11 под воздействием усилия, равного реакции рельса, приведет к тому, что к стержню. 10 будет приложено перпендикулярное к рельсу 6 усилие, которое через рычаг 2 прижмет колесо 12 к рельсу силой, достаточной для надежного сцепления. Соотношение плеч коленчатых рычагов принимается таким, что при всех расчетных режимах, определяемых мощностью привода и прочностью наиболее нагруженных деталей, обеспечива ется надежное сцепление ведущего колеса
8 с рельсом 6, необходимое для движения поезда по горизонтальным, наклонным и вертикальным путям. При этом сила тяги тягача может в несколько раз превышать его силу тяжести.
Симметричность коленчатых рычагов 11 обеспечивает монорельсовому тягачу реверсивность и одинаковую надежность работы как в тяговом, так и в тормозном режимах.
Формула изобретения
Монорельсовый тягач, содержащий две пары опорных колес, попарно соедненных продольными балками и поперечными
U-образными хомутами, которые снабжены сцепками, и ведущее колесо с приводом, смонтированное на прижимном продольном рычаге, концы которого прикреплены к
U-образным хомутам посредством шарнирного стержня с одной стороны и коленчатых рычагов с общим плечом — с другой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления ведущего колеса с рельсом, общее плечо коленчатых рычагов снабжено на конце горизонтальной штангой, а прижимной продольный рычаг имеет стойку, которая шарнирно соединена с горизонтальной штангой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 328016, кл. В 61В 13/04, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 333087, кл. В 61В 13/04, 1973.
670487
Составитель Ю. Борисов
Техред Н. Строганова Корректор Т. Добровольская
Редактор А. Куирякова
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 1307/4 Изд. № 393 Тираж 591 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5