Устройство для управления рулями самолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.% 67060

Класс 62b, 16рв

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана СССР (ей, 1-и Г Р.. НТ т= . о.

1 tg I; I

В. А. Федулов и М. П. Медведев

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУЛЯМИ САМОЛЕТА

Заявлено 26 июня 1944 года в Наркомавиапрои за М 9434 (333168) Опубликовано 30 сентября 1946 года

Различные устройства для управления рулями самолета, заключающие в себе стопорный механизм с фрикционной колодкой для предотвращения воздейстзия рулей íà органы управления, уже известны.

Предлагаемое устройство также предназначено для предотвращения передачи усилий со стороны рулей к органам управления и выполнено в виде фрикционной колодки, монтированной подвижно в радиальном направлении в качалке, помещенной между элементами тяги, присоединенными к рулям и органа я управления, и подвешенной к оси качалки посредством двух шарнирно связанных между собой и расположенных под углом друг к другу звеньев, сопряженных с элементами тяги таким образом, что при воздействии на них элемента тяги со стороны рулей угол между ними увеличивается, вызывая прижатие колодки к неподвижной поверхности корпуса, а при воздействии элемента тяги со стороны органа управления угол между ними уменьшается, вызывая отжатие колодки.

На чертеже фиг. 1 изображает устройство при виде спереди, частично в разрезе; фиг. 2 — боковой вид устройства, частично в разрезе, фиг. 3 — схему включения устройства в систему управления самолетом.

Внутри неподвижно прикрепленного к конструкции самолета корпуса 1 с закрепленной на нем крышкой 2, на оси 3 поворотно монтирована качалка 4 с направляющей втулкой 5 для подвижной в радиальном направлении колодки б. Колодка б своей опорной поверхностью притерта к внутренней стороне 7 корпуса, имеющей цилиндрическую поверхность с осью, совпадающей с осью поворота качалки.

В цилиндрическую часть колодки ввернут регулировочный ушковый болт 8, к которому шарнирно присоединено звено 9, связанное также шарнирно со звеном 10, свободно вращающемся на оси 8. Звенья 9 и 10 образуют между собой тупой угол с вершиной, обращенной в сторону руля. На качалке укреплена пластинчатая пружина 11, нажимающая своим концом на звено 10, стремясь увеличить угол между звеньями 9 и 10. Кроме того, на качалке монтированы два двуплеМ 67060 чих рычага 12, к нижним плечам которых присоединяются тяги И и

14, идущие соответственно к рулям

15 и к органам управления lб в кабине пилота. Тяги своими сферическими концами касаются боковых поверхностей звена 9. На конце других плеч рычагов 12 ввернуты толкатели 17, закрепляемые контргайками 18 и служащие для регулирования зазора между звеном 10 и концами толкателей, Сила пружины 11 и .угол между звеньямы 9 и 10 выбираются такими, чтобы в состоянии покоя вызвать самоторможение качалки 4 относительно корпуса 1.

При перемещении тяги 18 со стороны рулей наконечник тяги упирается в звено 9 и, стремясь увеличить угол между звеньями, заставляет колодку 6 прижиматься к опорной поверхности, заклинивая качалку, а следовательно, и тягу вместе с рулем.

При появлении усилия на тяге 18 в другую сторону рычаг 12 повернется около оси 19 и заставит толкатель 17 нажать на звено 10, тем самым вызывая заклинивание качалки и рулей.

При перемещении тяги 14 со стороны органов управления наконечник тяги, присоединенный к другому рычагу 12, упрется в звено 9 и, стремясь уменьшить угол между звеньями, отожмет пружину 11 и заставит колодку б подняться над опорной поверхностью корпуса, что поведет к освобождению качалки и даст возможность передавать усилия на руль для его поворота.

Аналогичным же образом передается усилие при перемещении тяги 14 в другую сторону.

Предмет изобретения

1. Устройство для управления рулями самолета, заключающее в себе стопорный механизм с фрикционной колодкой для предотвращения воздействия рулей на органы управления и тягу, соединяющую руль с органом управления, о т л и ч а ющ е е с я тем, что фрикционная колодка б монтирована подвижно в радиальном направлении в качалке 4, помещенной между элементами тяги, и подвешена к оси качалки посредством двух шарнирно связанных между собою и расположенных под углом друг к другу звеньев 9 и 10, сопряженных с элементами тяги таким образом, что при воздействии на звенья элемента тяги со стороны рулей угол между ними увеличивается, вызывая прижатие колодки к неподвижной поверхности корпуса 10 устройства, а при воздействии элемента тяги со стороны органа управления угол между ними уменьшается, вызывая отжатие колодки.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что элементы тяги сопряжены со звеньями 9 и 10 посредством двуплечих рычагов 12, монтированных на качалке 4 с двух сторон звеньев и связанных одним концом с элементами тяги, 3. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что для обеспечения самоторможения колодки б, последняя находится под действием пружины 11.

4. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что трущиеся поверхности корпуса

1 и колодки б выполнены цилинддрическими с осью, расположенной на оси вращения качалки.

5. Форма выполнения устройства по п.п. 1 и 2, отличающаяся тем, что для установки зазора между звеньями 9 и 10 и концами рычагов 12, последние снабжены регулировочными винтами 17.

М 67060

Фиг. 1

Фиг. 2 . 1, к .,4

v= 1 т г 1 (I О

Фиг. 3

Отв. редактор A. H. Панасенко

Теки. редактор В. Т. Крашнин

Л10351. Подписано к печати 20/XI-1948 r. Тираж 400 экз. Цена 65 к. Зак. 110.

Типография Госпланнздата им. В >ровского, г. Калуга