Устройство для обеспечения устойчивости вращающихся роторов турбин, турбокомпрессоров и т.п. машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 14с, 22о2

47с, № 67065 ссср

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

8C"-CONC"

> 1!,,ТХ, ;0 - =.;;--: I

, !оЛ,Л1 ",.q

П. Л, Капица

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

ВРАЩАЮЩИХСЯ РОТОРОВ ТУРБИН, ТУРБОКОМПРЕССОРОВ и т. п. МА Ш И Н

Заявлено !6 сентября !сц8 г. яа М !8883(З!458!! в Главянслород

Устройства для обеспечения устойчивости вращающихся роторов турбин, турбокомпрессоров и т. и. машин, в которых ротор укреплен на валу с использованием фрикционной связи, причем поверхностями трения являются поверхности шарового утолщения вала и полушарового углубления в теле ротора, уже известны.

В описываемом устройстве для создания сил трения между двумя сферическими поверхностями применена укрепленная на валу винтовая или плоская пружина.

На фиг. 1 изображен продольный разрез горизонтального вала с фрикционной связью при помощи сферических поверхностей (вариант 1); на фиг. 2 — продольный разрез вертикального вала с гибким кулачковым соединением (вариант 2); на фиг. 3 — мембрана и соединительные штифты.

Ротор 1 (фиг. 1) имеет полушаровую выемку, в которую точно входит шаровое уплотнение 2 вала 8, проходящего через центральное отверстие 4 в роторе. На валу,3, кроме того, закреплено кольцо 5, слу>кащее упором для пружины 6, прижимающей вогнутую поверхность выемки ротора 1 к сферической поверхности утолщения 2 вала 8. Пру>кину б подбирают таким образом, чтобы соответственной установкой кольца 5 был обеспечен нажим, достаточный для фрикционного соединения ротора 1 с валом 8. В то жс время такое фрикционное соединение способствует той степени подвижности ротора, которая обеспегивает ему возможность самоустанавливаться.

По второму варианту (фиг. 2 и 3) вал 8 также имеет шарообразное утолщение 2, точно приходящееся к выемке в теле ротора 1. К тарелке 14 вала 8 прикреплена эластичная мембрана 7 в виде шайбы с радиальными вырезами 8. Наружный край этой мембраны прилегает с трением к внутренней кольцевой плоскости гильзы 9, жестко укрепленной на роторе 1. № 670б5

Между ротором 1 и тарелкой 14 на вал 3 свободно надета шайоа 10 с четырьмя крестообразно расположенными пазами 11. В два из этик пазов входят штифты 12, укреплсншяс на роторе, и в два другиештифты 18, укрепленные на тарелке 14 вала 8. Таким образом получается, с одной стороны, карданное сцепление ротора 1 с валом 3 и, с другой стороны, фрикционная связь между ними при помощи мембраны 7, прилегающей к гильзе 9, допускающая относительное смешение ротора, которое обеспечивает возможность расположения главной оси инерции ротора на его оси вращения.

Предмет изобретения

1. Устройство для обеспечения устойчивости вращающихся роторов турбин, турбокомпрессоров и т. и. машин, у которых ротор укрепляется на валу с использованием фрикционной связи, поверхностями трения которой являются поверхность сферической формы полушарового углубления в теле ротора и поверхность шарового утолщения вала, отл и ч а ю щее с я применением винтовой или плоской пружины, укрепленной на валу для создания сил трения между двумя сферическими поверхностями.

2. Форма выполнения устройства по и. I, отличающаяся применением гибкого кулачкового соедини ния для передачи крутящего момента от вала на ротор или от ротора на вал.

М 67065

2 10

Фиг.2

3 11

Фиг.З

Редактор В. П. Головкин

Техред Т. П. Курилко Корректор П. А. Евдокимов

Иодп. к псч. 27Х-62 г. Фор»ат бу . 70Х)081 16 Объем 0,26 пзд.

Зак. 5457 Тираж 200 Цена: ) коп.

ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров О:ГР

Москва Центр, М Черкасский пср., д. 2/6.

Типографии ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.