Механический ясс

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

о в,, сонв совввонон l O Il И С " A H M (в в > 6 7 0 7 I S

Социапистических

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ay— (22) Заявлено 19.01.78 (21) 2571705/22-03 с присоединением заявоки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень ¹ 24 (45) Дата опубликования описания 13.07.79 (51) М.Кл. Е 21 В 23/ОО

Государственный комитет (53) УДК 622.243.92.05 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. П. Шпренк, 8. П. Иванов, A. T. Левченко и И. И. Глуханик (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности

«УкргипроН И Инефть» (54) МЕХАНИЧЕСКИЙ ЯСС

Изобретение относится к буровой технике, а именно к механичеоким яссам, предназначеннь.м для ликвидации прихватов инструмсчта в скважине.

Известен механический ясс, содержащий корпус, в полости которого телескопически установлен шток, связанный с корпусом через узел расцепления в виде винтовой конусной пары (1).

Недостатком указанного устройства яв- 1О ляется невозможность встраивания его в бурильную колонну в процессе бурения, что снижает эффективность применения ясса.

Наиболее близким решением из известных является механический ясс, содержа- 15 щий узел расцепления в виде конусных элементов, установленных в корпусе, а на шпинделе соединенных соответственно с нижней и верхней частями бурильной колонны (2). 20

Недостатком этого ясса является невоз можность встраивания его в бурильную колонну, а также невозможность использования его в качестве амортизатора.

Целью изобретения является повышение эффективности и расширение области применения механических яссов.

Это достигается тем, что механический ясс снабжен полым штоком с упругими элементами, устанавленными с возмож- зо ностью взаимодействия с частями корпуса, причем конусные элементы выполнены в виде секторов, а части корпуса имеют соответствечно пазы и выступы для взаимодействия друг с другом.

На фиг. 1 изображен ясс, продольный разрез; на фпг. 2 -- разрез А — А на фиг. 1.

Ясс состоит из разъемного корпуса 1,,имеющего верхнюю и нижнюю 8 части, каждая из которых соединена с одной стороны с переводником 4 п переводником 5, а с другой — с муфтамп 6 и 7, которые имеют зубчатые выступы 8 и соответствующие им пазы 9 полого штака 10.

Между частями " и 8 корпуса и штоком

10 расположены упругие элементы 11 и 12, установленные в обоймах 18 и 14, каждая из которых закреплена в верхней и нижней частях корпуса 1 и обоймах 15 и 16, закрепленных на штоке 10 гайками 17. Между обоймами 15 и 16 расположена втулка 18, на которой закреплены чаковальни, выполненные в виде кольцевых упоров 19 и 20, а в муфтах 6 H 7, закреплен ы В верхних и нижHHx частях корпуса, установлены элементы узла расцепленпя ясса, выполненные в виде расположенных соосно вдоль вертикальной оси секторов 21 и 22 с соответственно наружнымп и внутренними конусными кочтактными поверхностями.

670718

15

Зо

40 во

СССР

При этом расстояние между ударной поверхностью 23 сектора 21, закрепленного в .муфте б, и уда рной поверхностью наковальни 19 меньше, чем расстояние между ударной поверхностью 24 сектора 22, .закрепленного в,муфте 7, и ударной поверхностью наковальни 20.

Кроме того, конусные секторы 21 и 22 ударников снабжены ограничителями поворота 25 и 2б:верхней части корпуса относителыно нижней.

Механический ясс устанавливается стационарно в колонне бурильных труб и, когда он находится в нерабочем положении, выполняет функцию амортизатора за счет поглощения вибраций упругими элементами 11,и 12.

Работает ясс следующим образом.

При возникновении прихвата части буpHJIbHoH колонны, ра сположенной ниже ясса, колонну труб растягивают и .проворачивают.

При этом верхняя часть 2 корпуса ясса выходит из зубчатого соединения с нижней ча стью 3 и поворачивается по часовой ст рел ке до ограничителей поворота 25 и 2б.

Нагрузку с колонны бурильных труб снимают. После приведения ясса в рабочее положение колонну бурильных труб разгружают вниз. При этом верхняя ча сть 2 корпуса смещается относительно нигкней части

8 и штока 10, и в упругих элементах 11 и 12 возника1от усилия, препятствующие смещению. Конусные секторы 21 и 22 заклиниваются — ясс заряжен. Затем начинают лрикладывать,растягива|ощеее усилие до тех пор, пока,не произойдет расклинивание секторов 21 и 22, Шток 10 под действием упругих элементов 11,и,12 переместится вверх, и сначала упор 20 произведет удар по поверхности 24 сектора 22, а затем сектор 21 — по упору 19, так как расстояние между поверхностью 24 и ударной поверхностью наковальни 20 меньше, чем расстояние между поверхностью 28 сектора 21 и ударной поверхностью наковальни 19.

Ударная нагрузка через шток 10, сектор

22, нижнюю часть 8 корпуса и через переводн ик 5 передается на прихваченную часть колонны бурильных труб.

Если инструмент не освобождается от прихвата,:колонну бурильных труб вновь разгружают вниз и цикл повгоряет ся.

Использование данного ясса повысит эффективность ликвидации прихвата инструмента, так как исключает необходимость отворачивания неприхваченной части инструмента и спуск в скважину ясса, с последующим соединением с прихваченной частью иис-румента. Использование ясса сразу после возникновения прихвата значительно повышает вероятность ликвидации прихвата.

Возможность сочетания в одном механизме ясса и амортизатора также повышает эффективность бурения.

Ф ар мула .изобретения

Механический ясс, содержащий узел расцепления, выполненный в виде двух конусных элементов,,каждый из которых связан через части корпуса с верхней и нижней частями бурильной, колонны, о т л и ч а юшийся тем, что,,с целью повышения эффективности и расширения области применения, он снабжен .полым штоком с упругими элементами, установленными с возможностью взаимодействия с частями корпуса, причем конусные элементы выполнены в виде секторов, а части корпуса имеют соответственно пазы и выступы для взаимодействия друг с другом.

Источники информации, принятые внимание прои экспертизе:

1. Авторское свидетельство № 555221, кл. Е 21 В 23/ОО, 1977.

2. Проспект ВДНХ «Механический ясс», У кргипроНИИнефть, 1975, изд. № 149.

670718

i5—

77 г

2О12—

Ргг г 1

Корректор С. Файн

Редактор Д. Павлова

Заказ 461/832 Изд. № 373 Тираж 657 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

27 -—

Составитель Н. Хлебников

Техред А. Камышннкова