Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е t ai)67 0757
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 04.11.76 (21) 2417604/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з
F 16H 1/12
Государственный комитет
СССР (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень № 24 (53) УДК 621.831 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.06.79 (72) Авторы изобретения
Л. В. Коростелев и В. Д. Борисов
Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ осями Колес
tgh (Zt
sin 2 ", cos X cos î,т
„— Z,1g Z,, Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам типа гипоидных.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и точечным контактом взаимодействующих зубьев, рабочие поверхности которых в сечениях, перпендикулярных к осям колес, выполнены в виде эвольвент окружностей, а линия зацепления взаимодействующих зубьев представляет собой прямую, составляющую угол с осью винтового относительного движения колес (11.
Недостатками этой передачи являются значительные осевые составляющие усилий в зубчатой паре, в особенности при больших углах наклона продольной винтовой линии зуба, что вызывает необходимость установки упорных подшипников и уменьшает КПД передачи.
Целью изобретения является устранение осевых усилий в передаче и повышение ее
КПД.
Для этого в предлагаемой передаче радиусы r,, основных окружностей поперечных эвольвентных профилей зубьев выполнены переменными и изменяющимися по линейному закону а текущий радиус Rt и полярный угол р продольных линий взаимодействующих зубьев колес выбраны по зависимостям
5 Pt= а,:, Zt ) +ЖдЕ,; ,.„1
10 где i= 1, 2 — индекс шестерни или колесаZ; — расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра;
15 Х; — угол между осью шестерни или колеса и осью винтового относительного движения передачи; б — угол пересечения линии зацепления с осью винтового относительного движения передачи; а,, — расстояние точки пересечения линии зацепления и межосе25 вого перпендикуляра до оси соответствующего колеса, причем в формуле для R; знак плюс — для шестерни, а знак минус — для колеса.
На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, плоскость чертежа параллельна (670757 осям колес; на фиг. 2 — скрещивающиеся оси колес, ось их винтового относительного движения и прямая линия зацепления передачи, причем плоскость чертежа параллельна последним двум прямым; на фиг. 5
3 — вид по стрелке А на фиг. 1, плоскость чертежа которого перпендикулярна оси шестерни (показаны торцовый эвольвентный профиль шестерни, проекция ее продольной линии и проекция линии зацепления, причем парное колесо условно не показано); на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 1, плоскость чертежа перпендикулярна к оси колеса (показаны поперечный эвольвентный профиль зуба колеса вместе 15 с его основной окружностью, проекция продольной линии зуба и линии зацепления, причем шестерня условно не показана).
Передача содержит зацепляющиеся шестерню 1 и колесо 2, оси 3 и 4 которых скрещиваются под углом Z и удалены друг от друга на кратчайшее расстояние а„. Межосевой перпендикуляр 5 показан на фиг. 2, 3 и 4. Ось 6 винтового относительного движения (см. фиг. 1 — 3) составляет с осями
3 и 4 колес углы Z и Z2 и удалена от них на кратчайшее расстояние а и аг (см, фиг.
2 и 3). При этом выполняются равенства
Х i+Zan= Z и а + аг= а„.
Поперечные профили зубьев в сечении плоскостями Т вЂ” Т, и Тг — T2, перпендикулярными к осям 3 и 4 колес 1 и 2, очерчены эвольвентами 7 и 8 основных окружностей радиусов lb, и Ib,, которые изменяются по линейному закону rb =Z;tgZ;. 35
В точке касания К поверхностей зу.бьев общая нормаль к поверхностям зубьев в этой точке параллельна межосевому перпендикуляру 5. Общая нормаль пересекает под прямым углом ось 6 винтового относи- 40 тельного движения, например, в точке К.
Таким образом, такая совокупность контактных нормалей, например нормалей 9, 10 и 11 (см. фиг. 1 и 2), удовлетворяющих условию отсутствия осевых составляющих 45 усилия в зубчатой паре, образует плоскость
Q (см. фиг. 1 и 2), проходящую через межосевой перпендикуляр 5 и ось винтового относительного движения колес.
Для образования передачи с нулевой 50 составляющей усилия можно взять в плоскости Q линию зацепления 12, пересекающую ось 6 винтового относительного дви>кения под углом 6 и межосевой перпендикуляр 5 в точке О. Расстояние от точки О до 55 оси 3 на фиг. 2 обозначено через а о, а до оси 4 — через аго.
Текущий радиус Я; и полярный угол р; продольных линий 13 и 14 взаимодействующих зубьев выбраны по зависимостям 60, 1 р,= 1п
b i Z
sin Х> cos X> cos б
Продольные линии 13 и 14 зубьев лежат на гиперболоидах вращения 15 и 16 (см. фиг. 1).
По этим зависимостям рассчитываются
Кь, > Кь> Ri=OA> Юг= ОгК (см. фиг. 3> 4), а также углы ср и дарг для текущих точек продольных линий зубьев 13 и 14 шестерни 1 и колеса 2. В качестве примера на фиг.
1 — 4 взята передача со следующими характеристиками зацепления: угол скрещивания осей Z=90, кратчайшее межосевое расстояние а =50 мм, передаточное число и=2.
Как видно из построений, прямая и — и является общей нормалью к поперечным эвольвентным профилям 7 и 8 (см. фиг. 3 и 4) и к продольным линиям зубьев 13 и 14 (см. фиг. 2, 3, 4). Следовательно, и — и является общей нормалью к поверхностям зубьев в точке их касания К, и поскольку она параллельна межосевому перпендикуляру 5, то осевая составляющая усилия в этой точке К равна нулю. Аналогичные рассуждения справедливы для любых точек на линии зацепления 12.
Изобретение позволяет исключить осевые усилия в зубчатой паре, устранить необходимость установки упорных подшипников и за счет этого повысить КПД зубчатой передачи со скрещивающими осями колес.
Формула изобретения
Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и точечным контактом взаимодействующих зубьев, рабочие поверхности которых в сечениях, перпендикулярных к осям колес, выполнены в виде эвольвент окружностей, а линия зацепления взаимодействующих зубьев представляет собой прямую, составляющую угол с осью винтового относительного движения колес, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью устранения осевых усилий в передаче и повышения КПД, радиусы rb основных окружностей поперечных эвольвентных профилей зубьев выполнены переменными и изменяющимися по линейному закону
r„,. — Zqtg Zqq, а текущий радиус Я, и полярный угол р; продольных линий взаимодействующих зубьев выбраны по зависимостям а;,-1 Zi +Z;tg Z, р, =-- 1п
tg
SlO Х COS X COS 0 где i=1,2 — индекс шестерни и колеса;
Z; — расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра;
670757
Щг. 3
Рыг 7
7О
Рыг г
Составитель Э. Барановский
Техред А. Камышникова
Редактор О. 10ркова
Корректор А. Степанова
Заказ 1532 10 Изд. № 414 Тираж 1139
ЦНИИПИ НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Х; — угол между осью шестерни или колеса и осью винтового относительного движения;
-6 — угол гересечения линии зацепления с осью винтового относительного движения передачи;
at — расстояние точки пересечео ния линии зацепления и межосевого перпендикуляра до оси соответствующего колеса, причем в формуле для R, знак плюс — для шестерни, а знак
5 минус — для колеса.
Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе
1. Литвин Ф. Л. Теория зубчатых зацеплений. М., «Наука», 1968, с. 374.