Устройство для измерения направления и скорости подводного течения при буксировке, например, трала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Соеетских 1.) 67889l
Социалистических
Республик
1 тБ (1 !, Феа ., „.,:р!се, (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) Заявлено !!.12.73 (21) 1978849 18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень № 24 (45) Дата опубликования описания 11.07.79! 51) . 1. Кл.-" G 01 Р 5 06
G 01 P 13, 00
Государстееииый комитет по делам иэобретеиий и открытий (53) ".ДК 532.574 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. P. Протасов, М. Н. Щербино и И. И. Пятницкий (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
И СКОРОСТИ ПОДВОДНОГО ТЕЧЕНИЯ
ПРИ БУКСИРОВКЕ, НАПРИМЕР, ТРАЛА
Изобретение относится к области измерения параметров движения .и может быть использовано для определения оптимального курса судна во время буксировки трала, что позволит буксировать трал, не 5 пересекая подводное течение.
Известно устройство для определения направления и скорости подводного течения, содержащее крыльчатку с вертикальной осью вращения, магнитный компас, рулевые пластины, зубчатый механизм и самописцы (1).
Это устройство имеет сложную констpyKöèþ.
Кроме того, отсчет при определении направления производится от оси устройства, ориентируемого с помощью рулевых пластин, что приводит к значительным погрешностям.
Известен датчик, выполненный в виде 20 капиллярного жидкостного реостата (2), Одна ко отдельно он не может быть использован для определения направления течения.
Известно также устройство для измерения направления и скорости подводного течения при буксировке, содержащее 1крыльчатку с вертикальной осью вращения и защитным ограждением, датчик направления н регистратор (3), наиболее близкое по технической сущности к изобретеншо.
Недостаток устройства состоит в том, что датчик направления при буксировке ориентируется по суммарному вектору, определяемому направлениями подводного течения и буксировщика. Кроме того, устройство не обеспечивает требуемой точности.
Цель изобретения — повышение точности измерений и одновременное получение информации как о направлении течения, так и о курсе буксирующего судна.
Для этого датчик направления выполнен в виде капиллярного жидкостного рео стата, жестко закрепленного на оси вращения крыльчатки, при этом ось капилляра установлена перпендикулярно к оси вращения крыльчатки, которая размещена в до.полнительной раме, связанной шарнирно с подборой трала.
Кроме того, один конец капилляра жидкостного реостата снабжен конусной насадкой, а друго" — крышкой. Это позволяет повысить чувствительность устройства.
На фиг. 1 приведена конструктивная схема устройства; на фиг. 2 показан вид выходного сигнала устройства.
Устройство связано с подборой 1 н содержит раму 2, соединенную с подборой с помощью серьги 3 и подшипников 4, установленных на оси 5. На раме 2 закреплена .крыльчатка б с,вертикальной осью 7 вращения. На оси 7 жестко закреплен датчик 8 направления с конусной насадкой 9 и крышкой 10. На раме 2 установлено защитное ограждение, выполненное в виде колец, расположенных горизонтально по зысоте рамы 2 и закрепленных на ее стойках.
На нижней перекладине рамы 2 закреплены грузы 11. Показания устройства с контактных колец 12 снимаются с помощью щеток 18 и передаются по кабелю 14 на борт судча.
Шарнирное крепление рамы 2 допускаег поворот вокруг подборы 1, благодаря чему рама устанавливается во время буксировки трала под действием грузов 11 вертикально.
Устройство работает следующим образом.
Поток воды при буксировке трала вращает крыльчатку б и закрепленный на ее оси датчик 8. Датчик 8 регистрирует моменты совпадения оси acaпилляра,с направлением течения и курсом судна (с направлением буксирования т?)ала) . В Обп см сл"чае выходной сш нал устройства будет иметь вид, представленный на фиг. 2, когда на правление течения и курс судна не совпадают, и выход <ой сигнал имеет два регулярных максимума.
По интервалу времени между максимумами и курсу судна определяют направление течения, а по отношению максимумов
U„, и U;,, и скорости хода судна — скорость течения.
При буксировке грала против течения на .один оборот датчика 8 приходится один регулярный максимум. А при буксировке трала по течению регулярные максимумы 4О могут отсутствовать, если равны скорости течения и буксировки.
Визуальная информация с устройства позволяет выбирать курс судна таким ооразом, чтобы он совпадал с вектором тече- 4 ния, <{ro illo3Boляет избежать деформации формы трала и повысить улов.
Ус-.ройство может быть также использовано и при океанографических исследованиях. В этом случае рама 2 должна быть оснащена рулевыми пластинами, закрепленn113nt па ее BcD rn %aльных стойках. Д aH npHдания болыпей устойчивости рулевые пластины установлены под углом 80 — 85 к плоскости рамы.
Формула изобретения
1. Устройство для измерения направления и скорости подводного течения при буксировке, например, трала, содержащее крыльчатку с вертикальной осью вращения и защитным ограждением, датчик направления и рег:.траторр, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений и одчовременного получения информации как о направлении течения, так и о курсе буксирующего судна, датчик направления выполнен в виде капиллярного жид костного реостата, жестко закрепленного на оси врац,ения крыльчагки, при этом ось капилляра установлена перпендикулярно к оси вращения крыльчатки, которая размещена в дополнительной раме, связанной шарнирно с подборой трала.
2. Устройство по и. 1, о л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения чувствительности, один конец капилляра жидкостного реостата снабжен конусной насадкой, а другой — крышкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Печатающие самописцы течений системы ?О. К. Алексеева. ВДНХ СССР, павильон «Гидрометслужба», Л., Гидрометеоиздат, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
Хп 237958 кл. Н 01 С 11100, 1967.
3. The scahorse «Хег s of occanographe
and iimnolog, Чо!. 1, Хо 5, Feb. 1965, р. 8, San Diego, California.
670891
7 2 Г77г. 2
Составитель В. Назарова
Техред А. Камышникова
Корректор С. файн
Редактор Т. Рыбалова
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 455/833 Изд. ¹ 378 Тираж 1089 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 71(-35, Раушская наб., д. 4/5