Устройство для забора и транспортиров-ки жидкости вертолетом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О -И - -Ю-- А- -Н--И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советск ни
Социалистические
Республик
4i
J (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22)Заявлено 26.04.77 (21) 2479648/40-23 (5) )M. Кл . с присоединением заявки Хо
В 64 О 1/22
l/В 64 0 9/00
Государственный комитет (23) Приоритет па делам изобретений и открытий (53) УДК 629.7. .065(088.8) Опубликовано 07.07.81, Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 1 7. 07. 8 1 (72) Авторы изобретения
Л.Т.Золин, В.В.Чалов и А.В.Черницкий (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАБОРА И ТРАНСПОРТИРОВКИ ,ЖИДКОСТИ ВЕРТОЛЕТОМ
Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения устройств для забора и транспортировки жидкости на внешней подвеске вертолета.
Известно устройство для забора и транспортировки жидкости вертолетом, содержащее открытый в верхней ,части бак, грузовые стропы в виде тросов, которыми бак соединен с вертолетом и трос управления. Крепление бака к тросу выполнено с помощью шарниров, расположенных над центром тяжести f1J.
Известно также устройство для забора и транспортировки жидкости вертолетом, содержащее емкость, шарнирно закрепленную к скобе, соединенной тросовой подвеской с вертолетом, причем ось шарнирной подвески скобы к емкости смещена относительно центра тяжести емкости, и управляющий трос, соединенный с емкостью, шарниром, расположенным на удалении от оси шарнирной подвески емкости к скобе, причем емкость выполнена в виде прямоугольного ковша Г2 .
Известные устройства позволяют осуществлять забор воды только из водоемов, глубина которых не меньше высоты емкости (ковша или бака). В связи с значительным объемом таких емкостей глубина водоема должна то быть также значительна, Лесные водоемы, из которых забирается вода нри тушении пожаров, имеют ограниченную .глубину, поэтому заполнение емкости будет неполным.
Целью изобретения является обеспечение забора жидкости из водоемов малой глубины за счет уменьшения высоты емкости.
Сущность изобретения заключается в том, что емкость выполнена в виде цилиндра, высота которого больme диаметра, и имеет, по крайней мере, одну горловину и камеру, вы671184 4 полненные на одной стороне боковой поверхности емкости, при этом камера соединена. с двумя каналами, у которых другие концы открыты и расположены на боковой поверхности, противолежащей горловине и камере, у одного канала — внутри емкости, а у другого канала — снаружи емкости, причем в стенке камеры выполнено отверстие, соединяющее полость камеры с атмосферой, в котором установлен весовой клапан, открывающий отверстие при расположении емкости горловиной вверх, а шарниры крепления скобы установлены на торцах цилиндрической емкости.
На фиг. I изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2— то же, вид А фиг. 1; на фиг. 3 — узел
1 фиг. 2; на фиг. 4 — то же, что на фиг. 2 в положении забора жидкости; на фиг. 5 — то же, что на фиг. 2 в положении вылива жидкости.
Устройство для забора жидкости включает емкость 1, выполненную в виде цилиндра, высота которого больше диаметра, и который закреплен к скобе 2 с помощью шарниров 3, уста= новленных на торцах емкости, при этом ось шарниров 3 смещена относительно центра тяжести 4 емкости 1.
Управляющий трос 5 присоединен к емкости 1 шарниром 6, расположенным на удалении от оси шарниров 3.
На боковой поверхности емкости 1 установлены горловины 7 и камера 8, которая соединена с двумя каналами
9 и 10. Открытый конец канала 9 расположен внутри емкости I со стороны противоположной заливной горловине 7 и камере 8, а открытый конец канала 10 расположен снаружи емкости I и связан с атмосферой.
В стенке камеры 8 выполнено отверстие 11, в котором установлен весовой клапан 12.
Формула изобретения
Крепление скобы 2 к вертолету выполнено тросовой подвеской 13.
Забор жидкости осуществляют следующим образом.
Вертолет зависает над водоемом на высоте, обеспечивающей погружение емкости 1 в воду. При этом емкость
1 находится в положении горловиной .7 вниз (см. фиг. 4) за счет того, что управляющий трос 5 выпущен и емкость 1 под действием момента от силы зеса повернулась горловиной
35 0 вниз. Величина момента зависит от величины смещения оси шарниров 3 от центра тяжести 4 емкости 1 и определяется грузоподъемностью лебедки на которой закреплен управляющий трос 5.
Вода через горловину 7 поступает в емкость I, вызывая ее дальнейшее погружение в воду. Воздух из емкости по каналу 9, открытый конец которого при этом расположен в верхней части емкости 1, выходит в камеру 8, а оттуда по каналу 10 в атмосферу.
Клапан 12 под действием своего веса при этом перекрывает отверстие 11.
После заполнения емкости I водой, лебедкой подтягивается управляющий трос 5 и емкость, поворачиваясь на шарнирах 3, займет транспортное положение (см. фиг. 2).
Вертолет взлетает и транспортирует емкость 1 к месту вылива, например, к очагу пожара.
Вылив происходит через горловины
7 после выпуска управляющего троса 5.
Размер камеры 8 должен обеспечить размещение в ней объема жидкости, который был в канале 9 при транспортировке заполненной емкости, и который сливается в камеру 8 при повороте емкости 1 в положение выпива (см. фиг. 5), при этом каналы 9 и 10 должны сообщаться между собой для доступа воздуха в емкость 1.
Отверстие 11 и клапан 12 предотвращают возникновение сифонного эффекта и вылива жидкости через каналы 9 и 10 в атмосферу при транспортировке.
Использование изобретения позволяет обеспечить забор жидкости из водоемов малой глубины.
Устройство для забора и транспортировки жидкости вертолетом, содержащее емкость, шарнирно закрепленную к скобе, соединенной тросовой подвеской с вертолетом; причем ось шарнирной подвески скобы к емкости смещена относительно центра тяжести емкости, и управляющий трос, соединенный с емкостью шарниром, расположенным на удалении от оси шарнирной подвески емкости к скобе, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с
5 целью забора жидкости из водоемов малой глубины за счет уменьшения высоты емкости, емкость выполнена в виде цилиндра, высота которого больше диаметра, и имеет, по крайней мере, одну горловину, и камеру, выполненные на одной стороне боковой поверхности емкости, при этом камера соединена с двумя каналами, у которых другие концы открыты и расположены на боковой поверхности, противолежащей горловине и камере, у одного канала — внутри емкости, а у другого канала. — снаружи емко671184 6 сти, причем в стенке камеры выполнено отверстие, соединяющее полость камеры с атмосферой, в. котором установлен весовой клапан, открывающий отверстие при расположении емкости горловиной вверх, а шарниры крепления скобы установлены на торцах цилиндрической емкости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
У 420500, кл. В 64 1/)6, 1971., 2. Патент США В 3248074, кл. 244-137, 1966.
671)84 фее. у
<Ðèñ. Х
Составитель А.Розенфельд
Редактор Т.Кузнецова Техред 3. Фанта
Корректор Л.Иван,Фюп ал ПНП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 551 16 Тираж 474 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5