Устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к евт. сеид-ey(22) Заявлено 230277(21) 2456550/27-11 с присоединением заявки Йо " (23) Прморитет

Опубликовано 0507.79. Бюллетень N925

Дате опубликования описени» 0 07.79

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1>672074

A ) Б т и (51)М. Кл.2

В 60 К 20/12

В 62 D 33/06

Государственный комитет

СССР

flo делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК б 29. 113-585.1(088 ° 8) (72) Авторы изобретений

A.Â.ÅâñòðàòîâñKèé и В.A.ßðîøåýè÷ (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

С ОПРОКИДНВАЕМОЙ КАБИНОЙ

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к устройствам для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокиWaaeMoA кабиной. 5

Известно устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной, содержащее вычаг ручного переключения передач, установленный на шарнирной опоре, расположенной между верхним и нижним его концами, и ряд шарнирно соединенных последовательно расположенных рычагов и тяг, связывающих упомянутый рычаг с механизмом 15 управления, расположенным на коробке передач, причем опора рычага ручного управления установлена на полу кабины и выполнена перемещающейся вдоль рычага ручного управления (1). 20

Известно также устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной, содержашее рычаг переключения передач, установленный на шарнирной опоре, расположенной между верхним и нижним его концами, на последнем иэ коТорых выполнена упорная поверхность, два коакснально расположенных вала, внешний из которых связан с исполнительным органом коробки передач и имеет на торцовой поверхности пазы, а на внутреннем валу выполнена конусная поверхность . и закреплен кронштейн с выступами, размещенными в пазах внешнего вала, имеющий ось, на которой установлен с возможностью поворота нижний конец рычага переключения передач, и механизм блокировки, состоящий из запорных элементов и подПружиненной блокировочной детали (2).

Известные устройства сложны и ненадежны. Для надежной блокировки их телескопических элементов необходимо значительное усилие пружины, удерживающей блокирующее кольцо. Для деблокировки усилие этой же пружины должно быть достаточно малым, иначе в устройстве могут возникнуть значительные нагрузки, Кроме того, при деблокировке запорные элементы (шарики) лишь частично выталкиваются деблокировочной муфтой из кольцевой канавки, образованной встречными коническими поверхностями деблокнровочной муфтыи внутреннего телескопического элемента, и невозможна регулировка зазоров для блокировки без разборки устройства. Это может быть причиной са67207 мопроизвольного включения передачи в коробке при опрокидывании кабины, заедания запбрных элементов и т.п.

Цель изобретения — упрощение кон" струкцйи и човышение ее надежности . указанная цель достигается тем, что блокировочная деталь выполнена в виде втулки с кольцевой проточкой, расположенной на внешнем валу и подпружиненной относительно него внешний вал выполнен с радиальными отвер-10 стиями, в которых размещены запорные элементы, контактирующие с одной стороны с внутренней поверхностью втулки,( с другой стороны — с конической поверхностью внутреннего вала, а упор- 15 ная поверхность нижнего конца рычага переключения передач выполнена эксцентрично относительно оси поворота его на кронштейне для взаимодействия при опрокидывании кабины со втулкой механизма блокировки.

На фиг. 1 изображена схема установ" ки устройства на автомобиле; на фиг. 2 — общий вид устройства для переключения передач в разрезе; на фиг. 3 — разрез по A-A фиг. 2.

Рычаг 1 переключения передач ко-; робки передач установлен в кабине 2 автомобиля на шарнирной опоре 3, расположенной между верхним и нижним его концами. Нижний конец рычага 1, выполненный в виде вилки 4, размещен .на кронштейне 5 с возможностью ново-: рота относительно его на оси б. Кронштейн снабжен трапециевидными "высгупами 7, входящими в торцовые трапециевидные пазы 8 внешнего вала 9, а в его резьбовом отверстии 10 установлен резьбовой конец внутреннего вала ll,i зафиксированный гайкой 12.Вал 11 ймеет конусную поверхность 13, а в 40 валу 9 выполнены радиальные отверстия

14, в которых расположены запорные элементы 15, например шарики. На валу 9 установлена блокировоЧйая деталь в виде втулки 16, поджимаемой с одно- 45 го торца пружиной 17 до упора 18, а другим - взаимодействующей с упорной поверхностью 19 нижнего конца рычага 1 переключения передач, "выполненной эксцентрично по отношению к оси б поворота рычага 1 .на кронштейне 5. На внутренней поверхности втулки 16 выполнена поверхность деблркировки запорных элементов 15 в виМе кольцевой канавки 20 со скосом

2i. Вал 9 связан с исполнительным органом 22 механизма управления коробкой передач 23.

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

При установленной на раме автомо- 60 биля кабине 2 валы 9 и ll сблокированы, т.е. запорные элементы 15 зажаты и радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 вала ll и внутренней цилиндрической поверхностью втулки

4 4

16. В этот момент поворотом рычага 1 переключения передач на шарнирной опоре 3 смещают вал 9, что вызывает перемещение исполнительного органа

22, обеспечивающего переключение .передач. Например, при повороте рычага

1 переключения передач влево нижний конец его перемещается вправо вместе с кронштейном 5, который перемещает вправо вал 11 и через трипециевидные выступы 7 и пазы 8 - вал 9; при этом последний перемещает исполнительный орган 22.

При повороте рычага 1 вправо ниж-, ний конец его перемещается влево, уводя за собой кронштейн 5 и вал 11.

Конусная поверхность 13 вала 11 при этом давит на запорные элементы 15, которые перемещают вал 9 влево. В результате этого исполнительный орган 22 механизма управления обеспечивает переключение передач в коробке передач.

При повороте рычага 1 перпендикулярно оси внешнего вала поворачивается кронштейн 5,который посредством пазов 8 и вйступов 7 поворачивает внешний вал 9, перемещая исполнительный орган 22 механизма управления.

При опрокидывании кабины рычаг 1 переключения передач, перемещаясь вместе с кабиной, поворачивается на оси б и эксцентричной упорной rioверхностью 19 сдвигает, преодолевая усилие пружины 17, втулку lá вправо.

Запорные элементы 15 попадают в кольцевую канавку 20, освобождая внутренний вал 11. При дальнейшем опрокидывании кабины вал 11 выдвигается, пока кабина не достигнет крайнего по- ложения.

При опускании кабины нижний конец рычага 1 переключения передач пово- . рачивается на оси 6 влево. Внутренний вал 11 при этом перемещается вправо, пока кабина не установится иа раме автомобилй и запорные элементы 15, смещенные скосом 21 во втулке 16, не сблокируют внутренний вал 11 и внешний 9 валы, т.е. пока запорные элементы 15 не окажутся зажаты s радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 вала ll и внутренней цилиндрической поверхностью втулки

16, Положение запорных элементов 15 регулируют поворотом резьбового конца внутреннего вала 11 в резьбовом отверстии 10 кронштейна 5 при отвернутой гайке 12.

Формула изобретения устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной, содержащее рычаг переключения передач, установленный на шарнирной опоре, размещенной межпу.верхним и нижним концами, на последнем из которых вы6720 74

5 полнена упорная поверхность, два коаксиально расположенных вала, внешний из которых связан с исполнительным органом коробки передач и имеет на торцовой поверхности пазы, а на внутреннем валу выполнена конусная поверхность и закреплен кронштейн с выступами, размещенными в пазах внешнего . вала, имеющий ось, на которой установлей"с возможностью поворота нижний конец рычага переключения передач, и механизм блокировки, состоящий из lO зайорных элементов и подпружиненной блокировочной детали, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упро". щения конструкции и повышения ее надежности, блокировочная деталь вы- 15 полнена в виде втулки с кольцевой проточкой, расположенной на внешнем валу и подпружиненной относительно . йего, при этом внешний вал выполнен с радиальнываГ отверстиями, в которых размещены задворные элементы, контактирующие с одной стороны с внутренней поверхностью втулки, а с другой стороны - с конической поверхностью внутреннего вала, а упорная поверхность нижнего конца рычага переключения передач выполнена эксцентрично относительно оси поворота е на кронштейне для взаимодействия при . опрокидывании кабины со втулкой механизма блокировки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. авторское свидетельство СССР

В 201924, кл. В 60 K 20/10, 1965.

2. Патент ФРГ В 2203606, кл. В 60 К 20/10, 1974. °

672074

Составитель В.ухнин

Редактор Б.федотов Техред Э, Чужик Корректор Н. Стец

Заказ 3793/18 Тираж 803 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб.,д.4/5 филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4