Устройство для автоматического улавливания токоприемных штанг троллейбуса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
A.È.Òèì÷åíêo, A.Ñ.Ëåíoâè÷, В.В.Белоцерковец, В.Г.Стройников и Л.Л.Тимченко (71) Заявители
Коммунарский горно-металлургический институт и Московский станкоинструментальный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЛАВЛИВАНИЯ
ТОКОПРИЕМНЫХ ШТАНГ ТРОЛЛЕЙБУСА
Изобретение относится к электромашиностроению.
Известны автоматические улавливатели токоприемных штанг троллейбуса, в которых автоматическое управление процессом опускания токоприемных штанг осуществляется с помощью контактной системз, смонтированной в головке токоприемника, или с помощью ослабления натяжных пружин (1) .
Штангоулавливатели, управляемые контактной системой, имеют сложную конструкцию и не обеспечивают необходимую надежность. A в штангоулавливателях, принцип действия которых основан на ослаблении натяжных пружин и опускании штанг под действием собственного веса, основным недостатком является то, что срабатывание механизма выключения пружин зависит от угла подъема штанг при соскакивании их с проводов контактной сети.Все это создает ряд неудобств в процессе экс плуатации.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для автоматического улавлнвания и опускания токоприемных штанг троллейбуса, содержащее смонтированные в корпусе приводной вал с наматываю- ЗО щим барабаном и храповиком, взаимодействующим с храповой защелкой, и двухпозиционный воздушный редуктор с соленоидами, управляющими пневмодвигателем привода вала и защелкой кнопки управления (2).
Основным недостатком известного устройства является то, что оно неспособно при опускании штанги фиксировать ее на необходимом для водителя расстоянии от контактного провода. этот недостаток увеличивает, время простоя троллейбуса при установке штанг на контактные провода.
Цель изобретения - опускание штанги на необходимую высоту с фиксацией ее в этом положении и ускорение процесса установки головки штанг на контактный провод.
Цель достигается тем, что устройство снабжено конечными выключателями, включенными соответственно в цепи питания соленоидов двухпоэиционного воздушного редуктора, и реле времени, включенным в цепь соленоида, управляющего храповой защелкой.
Преимуществом предлагаемого изобретения является то, что устройство работает автоматически как в аварайном режиме при соскакивании токопри672075 емных штанг с проводов контактной сети с соответствующей сигнализацией водителю, так и в рабочем режиме по команде водителя.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 приводной вал с элементами, находя щимися на нем; на фиг. 3 — варианты размещения улавливателя.
Устройство для автоматического улавливания токоприемных штанг расположено в корпусе 1, смонтированном в задней части или на крыше троллейбуса. Канаты 2 через блоки 3 соединены с токоприемными штангами 4. На корпусе троллейбуса расположены направляющие 5 для токоприемных штанг и ограничители перемещения канатов 6, Устройство состоит из двух одинаковых механизмов (для каждой токоприемной штанги), которые в процессе работы не зависят друг от. друга. Каждый механизм устройства содержит приводной вал 7, расположенный в подшипниках 8 и 9. На валу размещен наматывающий барабан 10, храповое колесо
11 и гайка 12, которая по посадке движения соединена с пальцем 13. На крочштейне 14 расположены конечные выключатели 15 и 16. Приводной вал приводится во вращение от пневмомотора 17. Защелка 18, закрепленная на оси 19, при помощи колена 20 соединена с сердечником 21, поджимающимся пружиной 22 электромагнита 23.:-- В электропневматическую часть также входит пусковое реле 24 с контакторами 25 и 26, электромагнит 27 с пружиной 28, которая поджимает сердечник 29, жестко соединенный с конусной пробкой 30 двухпозиционного воздушного редуктора 31, Соосно конусной пробке в редукторе расположен вентиль 32 тонкой регулировки давления. Полости 33 и 34 редуктора постоянно сообщены каналами, находящимися внутри пробки. Воздушный редуктор при помощи трубопровода соединен с пневмомотором 17, имеющим кинематическую связь с приводным валом 7.
d цепи питания электромагнита 27 находятся сигнальная лампа 35, кнопка. Пуск 36 с блокировочными контактами 37 и кнопки Стоп™ 38 и 39 конечных выключателей 15 и 16 соответственно, В эту же цепь включены два тумблера 40 и 41 с позициями
BkJI и Выкл
А в цепи питания электромагнита 23 находятся сигнальные лампы 42 и 43 реле времени 44 и электрический звонок 45.
В аварийном режиме питание электри ческой части осуществляется от аккумуляторной батареи 46.
Устройство для автоматического " " улавливания токоприемных штанг троллейбуса работает следующим образом.
В рабочем режиме, когда токоприемная штанга находится на проводе кон.актной сети, канат 2 постоянно незначительно натягивается с помощью пневмомотора 17, в рабочую полость которого через редуктор 31 подается воздух под давлением, обеспечивающим крутя ций момент наматывающему барабану на
5 50-70% меньше величины крутящего момента, возникающего на этом барабане от воздействия натяжной пружины токоприемной штанги. В результате ...этого при выезде троллейбуса на обгон
10 барабан 10 с помощью натяжной пружины токоприемной штанги, преодолевая крутящий момент йневмомотора 17, легко вращается, разматывая канат 2.
После обгона канат ослабляется и с
f5 помощью пневмомотора наматывается на барабан, При сходе токоприемной головки с провода контактной .сети цепь питания катушки электромагнита 23 размыкается и защелка 18 под воздействием энергии пружины 22 мгновенно стопорит храповое колесо 11, которое за счет усилия натяжной пружины токоприемной штанги с помощью каната 2 пытается повернуться по стрелке A. При этом защелка 18 поворачивается вокруг оси 19 на уголо и нажимает при этом кнопку
36 Пуск, которая замыкает цепь питания катушки электромагнита 27.
Контакты 37 блокируют кнопку 36, Сердечник 29 под воздействием электромагнитной силы втягивается и сжимает пружину 28. Загорается сигнальная лампа 35, сообщая водителю о соскакивании токоприемной штанги с провоЗ5 да контактной сети.
Конусная пробка 30 при этом отходит вправо и сообщает полости 33 и
34 большим коническим отверстием.
Рабочее давление воздушной сети
4р подается к пневмомотору 17,.который посредством приводного вала 7 и жестко сидящего на нем барабана 10 производит наматывание пенькового каната 2, опуская при этом правую или левую токоприемную штангу 4. Гайка 12 (см. Фиг. 2), сидящая на приводном валу 7 и Фиксируемая от радиального поворота пальцем 13, при наматывании каната 2 начнет перемещаться в осевом направлении влево. При этом она наезжает на конечный выключатель
15, который контактом 38 (при включенном тумблере 40 и выключенном тумблере 41) размыкает цепь питания электромагнита 27.
Конусная пробка 30 под воздействием пружины 28 возвращается в конусное гнездо. Наматывание каната 2 прекращается.
Конечный вЫключатель 15 может ус6О танавливаться на кронштейне 14 в положениях, соответствующих определенной высоте Фиксации токоприемной штанги, (0,5 м, 1 м, 1,5 м, и т.д.) по желания водителя.
Я При опускании любой штанги 4 храповая защелка 18 постоянно проскаки672075 вает и при прекращении вращения барабана 10 мгновенно его застопоривает.
Это соответствует фиксации токоприемной штанги на определенном расстоянии от контактного провода.
Если нет необходимости в фиксации токоприемной штанги 4 на определенной 5 высоте тумблер 40 необходимо выключить.
Для фиксации токоприемной штанги
4 под лирой необходимо включить тумблер 41, В этом случае наматыва-. р ние каната 2 прекращается в тот.момент, когда гайка 12 наезжает на конечный выключатель 16, который размыкает контакт 37 и обесточивает при этом катушку электромагнита 27. О фиксации токоприемной штанги на опре-.: деленной высоте или под лирой сигнализирует лампа 35 — она гаснет.
При наезде на обесточенные участки контактной сети (стык, стрелки, прерыватели) и при отключении напря- жения в сети, в случае защиты от повышенного напряжения (тока) защелка
18 заходит в,зацепление с храповым колесом ll но не поворачивается на угол с, так как токоприемная штанга находится на проводе контактной сети и энергия натяжной пружины не в состоянии поднять токоприемную штангу.
Таким образом храповое колесо 11 не воздействует на защелку 18 в направ- 30 лении стрелки A.
Для установки токоприемной штанги в рабочее положение необходимо включить реле времени 44 на время, необходимое для того, чтобы водитель смог выйти из троллейбуса и подойти к канатам 2. После истечения заданного времени реле времени замыкает цепь.
Так как контактор 26 замкнут при ра-, зомкнутых контакторах 25, питание ка- 0 тушки электромагнита 23 осуществляется от аккумуляторной батареи 46.
Сердечник 21 выводит защелку l8 из зацепления с храповым колесом 11-..
После этого наступает возможность для поднятия токоприемной штанги и установки ее на провод контактной сети. После установки токоприемной штанги на провод контактной сети необходимо выключить реле времени 44.
Для этой цели в цепи питания катушки электромагнита 23 от аккумуляторных батарей имеется электрический звонок
45, напоминающий водителю о включенном реле времени 44.
При необходимости опустить токо- . 55 приемные штанги или одну из них водитель, находясь в кабине троллейбуса, включает тумблер 41 левой и правой штанги или один из них.
Сигнальная лампа 42 указывает на то, что катушка электромагнита 23 питается от сети, а сигнальная лампа
43 указывает, что катушка питается от аккумуляторной батареи 46. Вентиль
32 воздушного редуктора 31 служит для тонкой регулировки давления воздуха, подаваемого пневмомотору 17.
Использование устройства для автоматического улавливания токоприемных штанг при эксплуатации троллейбусов позволяет полностью исключить возможность поломки токоприемных
Ытанг, короткого замыкания и обрыва проводов контактной сети. Исключается необходимость применения ограничителей штанг и башмакоулавливателей.
Процесс улавливания токоприемных . щтанг автоматический, при этом обеспечивается быстрота срабатывания устройства, не зависящая от положения троллейбуса и высоты подвеса проводов контактной сети. Данное устройство для автоматического улавливания токоприемных штанг можно применить не только на вновь выпускаемых троллейбусах, но и на находящихся в эксплуатации, что даст значительный экономический эффект народному хозяйству.
Формула изобретения
Устройство для автоматического улавливания токоприемных штанг троллейбуса, содержащее смонтированнйе в корпусе приводной вал с барабаном для намотки штангового каната храповиком, взаимодействующим с храповой защелкой, и двухпозиционный воздушный редуктор с соленоидами, управляющими пневмодвигателем привода вала и защелкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью опускания штанги на йеобходимую высоту с фиксацией ее в этом положении и ускорейия процесса установки головки штанги на контактный провод, устройство снабжено конечными выключателями, включенными в цепи питания соленоидов двухпозици онного воздушного редуктора, и реле времени, включенным в цепь соленоида, управляющего храповой защелкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ребров С.A. Устройство и техни-. ческая эксплуатация троллейбусов.
Киев, .Буд вельник, 1972, с. 199-201.
2. Заявка 9 1955490/24-7, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.
672075
Составитель В.Панфилова .
Техред Н.. Бабурка Корректор И.Стец
Редактор С.Титова филиал ППП Патент, г,увгород, ул.Проектная,4
Заказ 3793/18 Тира 803 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5