Устройство для демпфирования колебаний лопаток турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетскнк

Социалнстнческнк

- Республик но 67-2ф55, {61) Дополнительное к ввт. сеид-ву (22) Заявлено10.1177 (21) 2539704/24-06 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет (51}М. Кл.

F 01 D 5/16

F 04 Р 29/бб

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК621. 438 (088. 8) Опубяиковано050779, Бюллетень М 25

Дата опубликования описания 070779 (72} Авторы изобретения н.я. Булычев, В.с. Васильев и и,л. хазов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ

ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЬ) Изобретение относится к турбомашинам, в частности к устройствам для демпфирования колебаний лопаток турбомашины.

Известно устройство для демпфиро» вания колебаний лопаток турбомашииы, содержащее бандажные полки, имеющие противолежащие хвостовики, образующие между собой фрикционную пару (1).

Однако такое выполнение устройства характеризуется относительно невысокой надежностью из-за износа трущихся поверхностей.

Известно также устройство для демп. фирования колебаний лопаток турбомашины, являющееся наиболее близким к изобретению и содержащее консольные бандажные полки, имеющие хвостовики, расположенные в глухих отверстиях полок смежных лопаток (21 20

Одн ако н адежн о ст ь работы при т аком выполнении устройства недостаточно высока.

Целью изобретения является повышение надежности работы.

Укаэанная цель достигается тем, что каждый хвостовик установлен в отверстии с зазором и выполнен с кольцевыми гребнями, наклоненными в сторону смежной лопатки.

На чертеже приведено рабочее колесо (в развертке) турбомашины с устройством для демпфирования колебаний лопаток, вид сверху.

Устройство для демпфирования содержит консольные бандажные полки 1, имеющие хвостовики 2, расположенные в глухих отверстиях 3 полок 4 смежных с лопатками 5 лопаток 6. Каждый хвостовик 2 установлен в отверстии 3 с зазором 7 и выполнен с кольцевыми гребнями 8, наклонными в сторону смежной лопатки б. Между хвостовиком 2 и дном

9 отверстия 3 имеется полость 10.

При работе турбомашины поток рабочего тела, обтекающего лопатки 5,6, возбуждают в последних поперечные колебания, приводящие к энакопеременному перемещению хвостовика 2 вдоль отверстия 3.

При перемещении хвостовика 2 в сторону дна 9 отверстия 3 гребня 8, оказывая сопротивление выходу рабочего тела из полости 10 через зазор 7, так как их наклон совпадает с направлением перемещения, вызывают повышение давления в полости 10, сила от .:действия которого на хвостовик 2, возрастающая по мере перемещения послед него, вызывает в конечном счете тор1 з 6723 можение встречного движения лопаток

5,6. При перемещении хвостовика 2 в противоположном направлении в полости

10 создается разрежение, приводящее к появлению силы, направленной противоположно перемещению, способствующей торможению расходящегося движения 5 ,лопаток 5 6.

Повышение надежности работы описанного устройства обусловлено использованием для гашения колебаний не фрикционных элементов, подверженных изно- 10 су, а эффекта дросселирования, вызывающего рассеяние энергии.

Формула изобретения

Устройство для демпфирования колебаний лопаток турбомашины, содержа- 15

55 4 щее консольные бандажные пол лки, имеющие хвостовики, расположенные в глуных лопаток, отверстиях полок смежны ю щ е е с я тем, что, с повышения надежности работы, каждый хвостовик установлен в о стии с э э отвер с зазором и выполнен с кольцевыми гребнями, наклоненными в сторон смежной лопатки. у

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CblA 9 3295825, кл, 416-190, 1963.

2. Патент США Р 3216699, кл, 416-191, 1963 °

Составитель С. Зарицкий редакто В, фель ман Техред Н. Бабурка КоРРектоР Г. Назарова

Заказ 3855/33 Тираж 606 П эдписное

ЦНИИПИ ГосуДарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб

Филиал ППП Патент ., r. Ужгород, ул. Проектная, 4