Прямоточная задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
С. X. Крейнер, Н. П. Алферов и В. И, Дергунов (71) Заявитель (54) ПРЯМОТОЧНАЯ ЗАДВИЖКА
Изобретение относится к конструкции прямоточных задвижек, применяемых в различных отраслях народного хозяйства, в частности в нефтегазодобывающей промышленности.
Известна прямоточная задвижка с разъемным шибером (1l, При закрытии задвижки, когда шибер доходит до упора, одна из его половинок перемещается по наклонному разьему, при этом шнбер расширяется, чем осуществляется герметизация проходных отверстий.
Недостатком ее является заклинивание наклонных поверхностей шибера и интенсивный износ седла.
Известна также прямоточная задвижка, состоящая иэ корпуса, узла управления, двух половинок шибера, связанных между собой пружиной и приводимых в действие приводом (23. Недостатком указанной прямоточной задвижки является то, что во время опускания диски все время соприкасаются с седловыми поверхностями, изнашивая последние.
Цель изобретения — достижение надежной герметизации между запорными дисками и седлом.
Это достигается посредством того, что между дисками запорного органа расположена червячная пара, соединенная с узлом управления, причем диски связаны со ступицей червячного колеса с возможностью осевого перемещения.
На фиг. 1 изображена прямоточная задвижка, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — запорный орган прямоточной задвижки в аксонометрии.
Прямоточная задвижка состоит из корпуса
1 с двумя проходными отверстиями 2 и 3 для транспортируемой среды. В корпусе размещен двухдисковый запорный орган 4, в котором на подшипниках установлено червячное колесо 5, зацепленное с червяком 6. В отверстии червячного колеса 5 нарезана резьба с одной стороны до выточки левая, а с другой— правая, при .помощи которых колесо связано с дисками 7, предназначенными для перекрытия проходных отверстий при закрытии задвижки. Запорный орган скреплен болтами 8, Узел управления служит для обеспечения перемещения запорного органа в вертикальной плоскости и раздвижения дисков 7 в горизон67241!
3 тальной плоскости. Узел управления состоит из вала червяка 9, проходящего через отверстие полого винта 10, имеющего Г-образный зацеп 11.
На валу червяка сидит маховик 12„пред5 назначенный для обеспечения продольного пеоемешення дисков 7.
На винт 10 повернута гайка 13, на которой посажен маховик 14, служащий для вертикального перемещения двухдискового запорного органа 4.
В крышке 15, закрывающей корпус 1, помещены два упорных подшипника, между которыми находится бурт гайки 13, удерживающий последнюю от перемещений. 15
На периферийной части дисков 7 имеются пазы, в один из которых входит винт 16, предназначенный для предотвращения проворачивания дисков, Работа задвижки осуществляется в следующем порядке.
Вращением маховика 14 винт 10 опускается и благодаря зацепу 11 перемещает запорный орган 4 в нижнее положение до упора. Затем маховиком 12 вращают червяк 6, а с ним и т5 колесо 5. При вращении колеса 5 благодаря наличию правой и левой реэьб диски 7 раздви7 4 гаются, чем производится эакрыгие прохолных отверстий.
Для открытия трубопровода порядок повторяется в обратной последовательности: сперва маховиком 12 сдвигают диски 7, а затем маховиком 14 эапорный орган 4 поднимают до упора в крышку корпуса 1.
Формула изобретения
Прямоточная задвижка, в корпусе которои размещены двухдисковый запорный орган с узлом управления, . отличающаяся тем, что, с целью достижения надежей герметизации, между дисками запорного органа, смонтирована червячная пара, соединенная с узлом управления, причем диски установлены в ступице червячного колеса с воэможностью осевого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М 3534764, кл. 137. 264 22, опублик. 974.
2. Патент Германии N 270221, кл. 47 g 26/02, 1912.
672417
ФигЗ
Составитель Т. Иванова
Техред 3.Фанта Корректор А.Гриценко
Редактор И. Гохфельд
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 3863/37 Тираж 1138 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5