Узел клапана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<п672421
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.06.77(21) 2495549/25-08
М. Кл.
F 16 К 15/02
F 04 В 21/02 с присоединением заявки Йо—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 0%0779. Бюллетень М 25
Дата опубликования описания 050779 (53) УДК 621.646 (088. 8) (72) Авторы Н . П . Уманчик, A. Б, Гуляев, В . П . Ерошки н, изобретения и ° к. макивоэ, Г. И. сорокин и к. и. Хаэаржан (73) Заявитель (54) УЗЕЛ КЛАПАНА
Изобретение относится к клапанным устройствам гидравлических машин, перекачивающих чистые и абразивосодержащие жидкости, может быть использовано в буровых насосах.
Известен узел клапана, содержащий седло с крестовиной, выполненное с каналом, и клапан, включающий верхний и нижний штоки, соединенные с буртом, О уплотнитель, установленный между бур том и тарелью (1).
Известен также узел клапана, содержащий седло с крестовиной, выполненное с каналом, и тарельчатый запорный орган с уплотнителем, установленный на штоке между буртом и выступом с воэможностью перемещения вдоль него (2) .
Недостатками известных устройств являются относительно высокие динами= ческие нагрузки при посадке клаПана на седло, а также значительное возрастание напряжений в уплотнителе при 5 износе опорных поверхностей, что снимает долговечность и надежность клапана..
Целью изобретения является повьхаение долговечности и надежности клапайного узла.
Указанная цель достигается тем, что канал крестовины выполнен ступенчатым
:.с двумя участками различного диамет.ра, причем в участке канала большего диаметра размещен хвостовик штока, диаметр которого больше диаметра меньшего участка канала.
На чертеже представлен узел клапана, разрез.
Узел клапана содержит седло 1 с крестовиной 2, в которой выполнен ступенчатый канал с участками 3 и 4.
Оа штоке 5 с хвостовиком 6 выполнены бурт 7 и выступ 8, между которыми установлены тарель 9 и уплотнитель
10. Прумкна 11 обеспечивает закрытие клапана.
Узел клапана работает следующим образом.
При закрытии клапана происходит посадка тарели 9 на седло 1. При этом под действием перейада давления бурт
7 вместе со штоком 5 опускается относительно тарели 9, которая свободно установлена на штоке 5 (по ходовой посадке). В результате уплотнитель 10 дополнительным усилием будет сжиматься.между тарелью 9 и буртом 7, в результате чего доСтигается относительно высокая герметичность клапана при
6724
1
Составитель М. Кольцова Рехред С, Мигай Корректор A. Гриценко
Редактор Л. Курасова
Заказ 3863/37 Гираж 1138
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 минимальном предварительном натяжении уплотнителя,10 относительно кону- -: са седла 1. Это, в свою очередь, уменьшает динамические нагрузки при взаимодействии тарели 9 с седлом 1.
При выполнении тарели 9, плавающей относительно штока 5, динамические нагрузки также .снижаются за счет уменьшения перекоса тарели 9 относительно седла 1, так как тарель имеет воэможность угловых перемещений относительно выступа 8, который практически всегда имеет смещение относительно участка 3 ступенчатого канала седла 1 вследствие несоосности направляющих, выполненных в гидравлической коробке насоса. При плавающей тарели 9 пружина 11 соединена с тарелью 9 через уплотнитель 10, который является амортизатором при закрытии клапана, что также снижает динамические нагрузки.
Выступ 8 обеспечивает крепление та-20 рели 9 на штоке 5 и ее плотный контакт с уплотнителем 10.
При износе опорных поверхностей тарель 9 будет проседать относительно седла 1, и хвостовых 6 штока начнет взаимодействовать с торцовой поверхыостьв в эоие перехода одного участка ступенчатого. канала s другой, что приведет к снижению напряжений в материале уплотнителя от его сжатия меж-З0 ду тарелью 9 и буртом 7. Однако при этом одновременно возрастут напряжения в материале уплотнители 10 от его
:посадки вместе с тарелью 9 относитель- но седла 1, следовательно, в процес- 35 се изнашивания клапанного узла напряжения в- материале уплотнителя 10 авто- матически будут сохраняться относительно низкими, что предотвращает возрастание динамических нагрузок в процессе изнашивания узла клапана. Разгрузочный Участок 4 канала обеспечивает удаление абразива иэ эоны взаимодействия хвостовика 6 щтока 5 с поверхностью переходного участка ступенчатого канала.
При соединении уплотнителя 10 с та- релью, например, при помощи клея снижаются деформации уплотнителя в направлении уплотняемого зазора, что повышает срок его службы, а следовательно, узла клапана в целом. В этом случае весьма просто соединить уплотнитель с тарелью в виде диска по одной плоскости, Формула изобретения
Узел клапана, содержащий седло с крестовиной, выполненной с каналом, и тарельчатый запорный орган с уплотнителем, установленный на штоке с хвостовиком с возможностью перемещения вдоль него, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности, канал крестовины выполнен ступенчатым с двумя участками раэлйчного диаметра, причем в участке канала большего диаметра размещен хвостовик штока, диаметр которого больше диаметра меньшего участка канала.
Источникй информации, принятые Во внимание при экспертизе
1, Патент СИИ Р 3742976, кл, 137516.29, 1973.
2. Заявка Р 2346407/25-06,кл.. Р 04 В 21/02, 1976, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.