Способ доводки до нормы давления воздуха в шинах и автоматическое устройство для его осушествления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Сон1ивлистииеских

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 2.10.76 (21) 2414973/23-11 с при соединен и ем за я вк и №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл .

F 17 С 5/06

G 01 L1700

В 60 С 23/00

Государственный коютет

СССР па делам изооретоннй н открытий

Опубликовано 05.07.79. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 15.07.79 (53) УДК629.113. .012.556 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. Б. Дриц и В. Г. Левин

Специальное конструкторское научно-исследовательское бюро (71) Заявитель Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог

Латвийской CCP (54) СПОСОБ ДОВОДКИ ДО НОРМЫ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА

В ШИНАХ И АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРО!" !СТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к техническому обслуживанию транспортных средств и может быть использовано в автомобильной промышленности, на станциях технического обслуживания транспортных средств и в различных испытательных лабораториях. 5

Известен способ доводки до нормы давления воздуха в шинах транспортных средств, основанный на пульсирующем подводе воздуха к измерительному устройству и шине через виброгаситель (1) .

Промежуток времени между импульсами î подачи воздуха согласно известному способу должен превышать время на выравнивание и сравнение давления воздуха между шиной и измерительным устройством, что обуславливает его низкую производительность. 15

Известен также способ доводки до нормы давления воздуха в шинах с использованием коммутирующего устройства, предварительно настроенного на заданное давление, включающий чередующиеся циклы накачки (выпуска), выравнивания и сравнения давления воздуха в шине с установленным на коммутирующем устройстве, постоянное по своей длительности (2) .

При этом выравнивание давления происходит от величины давления воздуха Р„, установившегося в магистрали устройства в процессе цикла накачки (выпуска) а, до значения давления воздуха Р, установившегося в шине, после чего следует цикл сравнения давления воздуха в шине а с величиной давления Р>, заданного на коммутирующем устройстве

На фиг. 1 изображены временные диаграммы, характеризующие известный способ на фиг. 2 — временные диаграммы способов доводки давления воздуха в шине; на фиг. 3 пневматическая схема устройства; на фиг. 4 электрическая схема управления устройства.

Диаграмма по оси 1„н характеризует последовательность циклов а1...а накачки или выпуска воздуха. Диаграмма по оси 1 характеризует последовательность циклов ал, а выравнивания давления между шиной и магистралью устройства. Диаграмма по оси t характеризует последовательность циклов аа, аз сравнения давления воздуха в шине с заданным на коммутирующем устройстве. Диаграмма по оси tä характеризует изменение давления воздуха в магистрали

672436 устройства в процессе доводки давления воздуха в шине до нормы, где P — давление воздуха в процессе накачки;

P — заданное значение давления воздуха на коммутирующем устройстве;

Є— давление воздуха в шине.

Описанный способ является наиболее близким по технической сути к изобретению.

Недостатком известного способа является низкая производительность доводки до нормы давления в шине, поскольку выравнивание и сравнение давления являются отдельными последовательными циклами с постоянно заданной длительностью, причем длительность выравнивания не может быть меньше времени, необходимого для снижения (повышения) давления воздуха, установившегося в магистрали после окончания предыдущего цикла, до значения давления, установившегося в шине.

Известно также автоматическое устройст 20 во для доводки давления в шинах, содержащее магистраль для подвода воздуха к шине от источника давления, электропневматические вентили, коммутирующее устройство, выполненное в виде контактного манометра, 2$ включающее задатчик и датчик давления и связанное с электропневматическими вентилями, блок сравнения и систему управления с устройством выдержки времени (2).

Цель изобретения — повышение производительности доводки давления до нормы.

Цель достигается тем, что выравнивание давления между шиной и коммутирующим устройством производят от значения давления воздуха, установившегося в процессе цикла накачки (выпуска), до заданного на коммутирующем устройстве, а сравнение давления воздуха в шине с заданным на коммутирующем устройстве производят в процессе выравнивания давления воздуха.

Предлагаемый способ может быть осуществлен автоматическим устройством, в системе управления которого к выходу устройства выдержки времени подключено устройство сброса системы управления в исходное состояние с задержкой, содержащее два последовательно соединенных ждущих мультивибратора, а коммутирующее устройство включено непосредственно в магистраль подвода воздуха к шине.

Устройство сброса также обеспечивает сброс системы управления в исходное состояние при доводке давления воздуха в шине до нормы и переключение устройства на противоположный цикл доводки при возможном установлении давления воздуха в шине не и в норме в процессе доводки.

Диаграмма по оси t (фиг. 2) характеризует последовательность циклов (b,...() накачки или выпуска воздуха. Диаграмма по оси t характеризует последовательность процессов 0....ф выравнивания давления воздуха между шиной и магистралью устройства. Диаграмма по оси t характеризует последовательность моментов 6 ... д " сравнения давления воздуха в шине с заданным на коммутирующем устройстве. Диаграмма по оси 1 характеризует изменение давления воздуха в магистрали устройства в процессе доводки давления воздуха в шине до нормы, где P — давление воздуха в процессе нан качки;

P — заданное значение давления воздуха на коммутирующем устройстве;

Р— давление воздуха в шине.

В процессе цикла накачки 3 в магистрали устройства устанавливается давление Р„, превышающее по величине давление Р>, заданное на коммутирующем устройстве. По окончании цикла накачки ф начинается цикл выравнивания давления 4 между шиной и магистралью устройства. Процесс выравнивания давления происходит до заданной на коммутирующем устройстве величины давления Р> и определяющей момент сравнения давления Д, после чего происходит повторный цикл накачки ф» .

Выпуск воздуха из шины происходит аналогично, за исключением того, что в процессе цикла выпуска 6 в магистрали устройства устанавливается давление воздуха ниже заданного на коммутирующем устройст ве, а выравнивание давления между шиной и магистралью устройства происходит от величины давления, установившегося в процессе цикла выпуска 8, до заданной на коммутирующем устройстве величины давления Р

Следовательно, длительность цикла выравнивания давления определяется скоростью выравнивания давления между шиной и магистралью устройства, а длительность сравнения давления практически равна нулю

Автоматическое устройство для осуществления способа (фиг. 3) включает в себя коммутирующее устройство 1, включенное непосредственно в магистраль 2, электропневматический вентиль 3, включенный между магистралью 2 и подводящей магистралью высокого давления воздуха, электропневматический вентиль 4, включенный между магистралью 2 и дросселем 5 выпуска воздуха в атмосферу, шланги 6 с бы "тросъемными наконечниками 7, соединяющие магистраль 2 с вентилем шины.

Электрическая часть устройства (фиг. 4), кроме коммутирующего устройства 1 с контактами 1.1 и 1.2, электропневматических вентилей 3 и 4, содержит выключатель питания 8 с контактами 8.1 и 8.2, устройство 9 выдержки времени, устройство О сброса системы управления в исходное состояние, 672436 э

2о и включающее два ждущих мультивибратора 11 и 12, сигнальную лампу 13, реле 14 с контактами 14.1, реле 15 с контактами 15.1 и 15.2, реле 16 с контактами 16.1 и 16.2, реле 17 с контактами 17.1, реле 18 с контактами 18.1, реле 19 с контактами 19.1, реле 20 с контактами 20.1, реле 21 с контактами 21.1, 21.2 и 21.3, реле 22 с контактами 22.1, 22.2 и 22.3, реле 23 с контактами 23.1, транзисторы 24 — 26 и резистор 27.

Для приведения устройства в рабочее положение необходимо подключить к вентилю шины шланг 6 с быстросъемным наконечником 7, установить на коммутирующем устройстве I требуемую величину давления и включить выключатель 8. При давлении воздуха в шине ниже установленного на коммутирующем устройстве 1 замыкаются контакты 1.1. При этом срабатывают реле 14 и 15. Контакты 14.1 реле 14 размыкаются и отключают сигнальную лампу 13, контакты 15.2 реле 15 замыкаются, включают реле 21, которое контактами 21.1 становится на самоблокировку, контактами 21.2 отключает реле 16 и контактами 21.3 подготавливает цепь электропневматического вентиля 3 к работе. Одновременно контакты 15.1 реле 15 включают реле 18, контакты 18.1 которого запускают устройство 9 выдержки времени, открывающее на время своего срабатывания транзистор 24, который включает реле 19. Контакты 19.1 реле 19 включают реле 23, которое контактами 23.1 включает электропневматический вентиль 3, подключающий магистраль высокого давления воздуха к магистрали 2 устройства. При этом на коммутирующем устройстве размыкаются контакты !.1 и замыкаются контакты 1.2, срабатывают реле !4, контакты !4.! которого замыкаются, и реле !7, контакты которого

17.1 размыкаются и сигнальная лампа 13 остается обесточенной. Одновременно обесточивается реле 15, контакты 15.2 которого размыкаются, но так как реле 21 находится на самоблокировке контактами 21.1 и контакты 21.2 разомкнуты, реле !6 не срабатывает. Контакты 15.1 реле 15 размыкаются, реле !8 ооесточивается и его контакты 18.1 подготавливают цепь устройства 9 выдержки времени к работе. Длительность цикла накач ки определяется устройством 9 выдержки времени. В момент окончания цикла накачки устройство 9 выдержки времеnn выключается, транзистор 24 запирается, реле 19 обесточивается и его контакты !9.1 обесточивают реле 23, контакты которого 23.1 размыкаются и отключают электропневматический вентиль 3, который перекрывает магистраль высокого давления воздуха. Одновременно происходит запуск ждущего мультивибратора 11 и выравнивание давления воздуха между шиной и магистралью 2 устройства, которое продолжается до размыкания контактов 1.2 и замыкания контактов 1.1. При зо

as о

so

$5 этом происходит повторный запуск схемы управления и устройства 9 выдержки времени в последовательности, описанной выше.

Таким образом, сравнение давления воздуха в шине с установленным на коммутирующем устройстве 1 происходит в процессе выравнивания давления между шиной и коммутирующим устройством 1.

Так как выравнивание давления происходит только до замыкания контактов !.1 коммутирующего устройства 1, то длительность процесса выравнивания давления определяется скоростью распространения воздуха в трубопроводах и составляет доли секунды.

В момент окончания своей работы ждущий мультивибратор 11 выдает сигнал на запуск ждущего мультиивбратора 12, но так как транзистор 24 открыт сработавшим устройством 9 выдержки времени, транзистор 25 также открыт и своим низким сопротивлением коллектор-эмиттер шунтирует вход ждущего мультивибратора 12, не давая е му з an ускаться.

Аналогичные циклы накачки продолжают ся до тех пор, пока в процессе выравнивания давления контакты 1.1 и 1.2 коммутирующего устройства 1 окажутся разомкнутыми.

При этом реле 15 и 16 обесточиваются, реле

18 не срабатывает и запуска устройства выдержки времени 9 не происходит.

Ждущий мультивибратор 11, запущенный от предыдущего срабатывания устройства 9 выдержки времени, выдает сигнал на запуск ждущего мультивибратора 12. Транзисторы

24 и 25 заперты, поэтому шунтирование входа ждущего мультивибратора 12 не происходит. Ждуший мультивибратор 12 срабатывает, открывает транзистор 26 и включает реле 20 на время своего срабатывания. Контакты 20.1 размыкаются, реле 21 обесточивается и снимается с самоблокировки. Так как контакты !.1 и 1.2 коммутирующего устройства 1 разомкнуты, то реле 14 и 17 обесточены, контакты 14.1 и 17.1 замкнуты и коммутируют лампу 13, сигнализирующую о доводке давления воздуха в шине до установленного на коммутирующем устройстве .

При подключении устройства к шине давление воздуха в которой окажется выше установленного на коммутирующем устройстве 1, замыкаются контакты 1.2. При этом срабатывают реле 16 и 17. Контакты 17.1 реле 17 размыкаются и отключают сигнальную лампу 13, контакты 16.2 реле 16 замыкаются, включают реле 2, которое контактами 22.1 становится на самоблокировку, контактами 22.2 отключают реле 15 и контактами 22.3 подготавливают цепь электропневматического вентиля 4 к работе. Одновременно контакты 16.1 реле 16 включают реле !8, контакты 18.1 которого запускают устройство 9 выдержки времени, открываю672436

zo

2s

Зо

40

Формула изобретения

so

55 щее на время своего срабатывания транзистор 24, который включает реле 19. Контакты 19.1 реле 19 включают реле 23, которое контактами 23.1 включает электропневматический вентиль 4, соединяющий магистраль 2 устройства через дроссель 5 с атмосферой.

При этом на коммутирующем устройстве 1 размыкаются контакты 1.2 и замыкаются контакты 1.1, срабатывают реле 17, контакты

17.1 которого замыкаются, и реле 14, контакты которого 14.1 размыкаются, и сигнальная лампа 13 остается обесточенной. Одновременно обесточивается реле 16, контакты

16.2 которого размыкаются, но так как реле

22 находится на самоблокировке контактами 22.1 и контакты 22.2 разомкнуты, реле 15 не срабатывает. Контакты 16.1 реле 16 размыкаются, реле 18 обесточивается и его контакты 18.1 подготавливают цепь устройства выдержки времени 9 к работе.

Дл ител ьность цикла выпуска воздуха определяется устройством 9 выдержки времени. В момент окончания цикла выпуска устройство 9 выдержки времени выключается, транзистор 24 запирается, реле 19 обесточивается и его контакты 19.1 обесточивают реле 23, контакты которого 23.1 размыкаются и отключают электропневматический вентиль 4, который перекрывает магистраль 2 устройства. Одновременно происходит запуск ждущего мультивибратора 1 и выравнивание давления зоздуха между шиной и магистралью 2 устройства, которое продолжается до размыкания контактов 1.1 и замыкания контактов 1.2. При этом происходит повторный запуск схемы управления и устройства 9 выдержки времени в последовательности, описанной выше.

Таким образом, сравнение давления воздуха в шине с установленным на коммутирующем устройстве 1 происходит в процессе выравнивания давления воздуха между шиной и коммутирующим устройством 1.

Так как выравнивание давления происходит только до замыкания контактов коммутирующего устройства 1.2, то длительность процесса выравнивания давления воздуха определяется скоростью распространения сжатого воздуха в трубопроводах и составляетт дол и секу нды.

В момент окончания своей работы ждущий мультивибратор 11 выдает сигнал на запуск ждущего мультивибратора 12, но так как транзистор 24 открыт сработавшим устройством 9 выдержки времени, транзистор 25 также открыт и своим низким сопротивлением коллектор — эмиттер шунтирует вход ждущего мультивибратора 12, не давая ему запускаться.

Аналогичные циклы выпуска продолжаются до тех пор, пока в процессе выравнивания давления воздуха контакты 1.2 и 1.1 коммутирующего устройства 1 окажутся разомкнутыми. При этом реле 16 и 15 обесточиваются, реле 18 не срабатывает, и запуска устройства выдержки времени не происходит.

Ждущий мультивибратор 11, запущенный от предыдущего срабатывания устройства 9 выдержки времени, выдает сигнал на запуск ждущего мультивибратора 12. Транзисторы 24 и 25 заперты, поэтому шунтирование входа ждущего мультивибратора 12 не происходит. Ждугций мультивибратор 12 срабатывает, открывает транзистор 26 и включает реле 20 на время своего срабатывания. Контакты 20.1 размыкаются, реле 22 обесточивается и снимается с самоблокировки. Так как контакты 1.1 и 1.2 коммутирующего устройства 1 разомкнуты, то реле 14 и 17 обесточены, контакты 14.1 и 17.1 замкнуты и коммутируют лампу 13, сигнализирующую о доводке давления воздуха в шине до установленного на коммутирующем устройстве 1.

При возможном установлении давления воздуха в шине в процессе накачки выше нормы, контакты 1.1 коммутирующего устройства 1 оказываются разомкнутыми, а контакты 1.2 — замкнутыми. При этом срабатывает устройство 10 сброса системы управления в исходное состояние и схема управления переключается на выпуск воздуха из шины. Магистраль 2 соединяется при выпуске воздуха из шины с атмосферой через дроссель 5, который обеспечивает меньший расход воздуха в течение цикла выпуска по сравнению с циклом накачки, что исключает возможность уменьшения давления воздуха в шине ниже установленного на коммутирующем устройстве l.

После включения лампы 13, сигнализирующей о доводке давления воздуха в шине до нормы, необходимо выключить выключатель 8 и отсоединить наконечник 7 со шлангом 6 от вентиля шины.

При испытании макета устройства, цикл накачки которого был установлен равным

12 с, время на сравнение давления воздуха составляет 0,1 — 0,2 с, что свидетельствует о его высокой производительности.

1. Способ доводки до нормы давления воздуха в шинах с использованием коммутирующего устройства, предварительно настроенного на заданное давление, включающий чередующиеся циклы накачки (выпуска выравнивания и сравнения давления воздуха в шине с установленным на коммутирующем устройстве, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, выравнивание давления воздуха между шиной и коммутирующим устройством производят от зна672 Л6

10 рз айаг. Z

ФигЗ чения давления воздуха, установившегося в процессе накачки (выпуска), до заданного на коммутируюгцем устройстве, а сравнение давления воздуха в шине с заданным на коммутирующем устройстве производят в процессе выравнивания давления воздуха.

2. Автоматическое устройство для осуществления способа по п. l, содержащее магистраль для подвода воздуха к шине от источника давления, электропневматические вентили, коммутирующее устройство, включающее задатчик и датчик давления и связанное с электропневматическими вентилями, блок сравнения и систему управления с устройством выдержки времени, отличаюи1ееся тем, что к выходу устройства выдержки времени подключено устройство сброса системы управления в исходное состояние с задержкой, содержащее два последовательно соединенных ждущих мультивибратора, а коммутирх:ющее уст- йство включено непосредственно B указ; иную магистраль.

Источники информ:щии, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ М 1113378, кл. 63е 30/02, о 1962

2. Патент ФРГ Л 1209900, кл. 63 е 30!04, 1966.

Редактор С. Титова

Заказ 3865 38

Составитель А. Глинка

Техред О. Луговая Корректор О. Ковинская

Тираж 618 Подписное

ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. ° 4, 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4