Способ определения степени утомления человека
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсмнх
Социалистических
Республик.. лню1с 673266 (И) Дополнительное к авт. свил-ву
2 (51) М. Кп.
А 61 В 3/06
А 61 В 5/16 (22) Заявлено 31.03.77(Я) 2473351/28-13 с присоединением заявки №(23) Приоритет
ГвафарвтвввиМ амвтвт ссср вв двлвм извбрвтвввй н вткрмтнх (53) УДК 615.475 (088.8) Опубликовано 15.07. 79рюллетень т 26
Дата опубликования описания 18.07.79 (72) Авторы изобретения
В. А. Варламов, Л. Я. Оськина и 8. С, Фанни
Государственный дорожный научноисследовательский и проектно изыскательский йнститут ГипродорНИИ
I (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Изобретение относится к области ме-, дицины и касается исследоваий централь
1ной нервной системы человека.
Известен способ определения утомления человека путем измерения. критической частоты слияния мельканий, воспринимаемой одним глазом (1).
Однако такой способ недостаточно точен ввиду небольших величии сдвига абсолютных значений критической частоты слияния мельканий в зависимости ot степени утомления.
Целью изобретения является повышеНИЕ ТОЧНОСТИ.
Для етого по предлагаемому способу дополнительно измеряют критическую частоту слияния мельканий, воспринимаемую другим глазом, и по разности получаемых величии определяют степень утомления.
Способ опредления степени утомления
I человека осуществляют следующим обраЗом.
Для измерения критической частоты световых мельканий, воспринимаемых отдельно правым и левым глазом, испы"! туемый надевает бинокулярное присцосбление, в течение пятй-семи минут адап-! тируется. Затем включают один из свето-диодов и, перемещая рукоятку потенциометра указателя частоты, фиксируют момент слияния световых мельканий. Фиксируют частоту, при которой произошло слияние мельканий. Показатель критической частоты слияния световых мельканий, воспринимаемых одним глазом, фиксируется как средняя величина пяти измерений.
После определения средних показателей критической частоты слияния световых мельканий, воспринимаемых правым и ле
М вым глазом, вычисляют разность показателей, т. е. асимметрию, характеризующую функциональное состояние организма. ,В табл. 1 приведены результаты измерений критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) и особенности перестройки межполушарной асимметрии у водителя "К" при работе в сложных дорожных условиях (зима, снегопад, сколь
673266
Таблица 2
Асимметрия, %
Время реакции, м/сек: среднее разброс от среднего экое дорожное покрытие, ограниченная видимость) .
Таблица 1
1. Левый глаз 35,2 34,3 34,1 33,4 30,4
2. Правый глаз 33,4 33,6 33,5 32,9 30;2
3. Асимметрия 1,8 0,7 0,6 0,5 0,2
Как видно, из табл. 1, при незначительном изменении абсолютных покаэатеI лей критической частоты световых мелью каний уже на 2 часу работы появляются признаки утомления, которые достигают максимума к 6-8, часам непрерывной- ра. боты. При проведении групповых исследований асимметрия измеряется в процентах к средней величине. Например, средHHO показатель пяти измерений левого глаза ЗЗ герца, правого - 30 герц. Разность 3 герца или 10% оТ значения показателя правого глаза. Массовые обследования водителей автотранспорта показа« ли, что в зависимости от возраста, типа высшей нервной деятельности испытуемого (холерик, сангвиник и т. д.) можно выделить две группы..Первая группа ха35 рактеризуется безаварийной работой за. последние 5-7 лет. В этой группе исход ные данные критической частоты слияния световых мельканий обычно ниже оптимальных, и через 0,5-1 ч работы асимметрия 4, достигает 10-12%. Начало утомления наблюдается на 5-6 часу (асимметрия .
1,5-2%). У водителей второй группы уже в фоновых измерениях асимметрия составляет 8-10% через 1,5 ч асимметрия снижается до 3-5%. Начало утомления у водителей этой группы начинается на треть ем-четвертом часу работы (асимметрия
1,5-2,2%). Экспериментальные данные позволили оценить функциональное состояние по показателям асимметрии, при атом установлено, что при асимметрии 1,5% функциональное состояние неудовлетвори тельное, при асимметрии 2-3% - удовлетворительное, при асимметрии 10-15%хорошее. Степень утомления — величина динамичная и определяется в конечном итоге требованиями, предъявляемыми профессией K производственно-значимым
4 психофизиологическим показателям человека. В профессии водителей автотранспорта степень утомления может быть охарактеризована ухудшением времени реакции.
В таблице 2 приведены данные, показывающие изменение времени реакции и величины разброса у водителей с отличными производственными показателями в зависимости от степени утомления.
1 0 .-1 2 1,5 2 1 у Ов5 Ов 3 0
780 793 830 910
+138 +210 +311 +460
Как видно из табл. 2, с развитием утомления средние статистические показатели времени реакции изменяются медленно, однако увеличивается разброс иэ» меренных показателей.
Таким образом, предполагаемый способ. позволяет более точно, оперативно и до» стоверно оценить функциональное состоя . ние человека и прогнозировать снижение производственных показателей с соответ ствующей корректировкой трудового процесса. Раннее прогнозирование утомления водителей транспорта в конечном итоге позволит снизить число дорожно- гранспорт ных происшествий.
Формула изобретения
Способ определения степени утойле ния человека путем измерения критичес кой частоты слияния мельканий, воспринимаемой одним глазом, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно измеряют крити ческую частоту слияний мельканий, вос принимаемую другим глазом, и по раэ ности получаемых величин определяют степень утомления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
673266
1. Деревянко В. A. и цр. "Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом трупе". М., 1976, с. 76.
Составитель В. Голутвин
Редактор Л. Батанова Тасред.Л Алферова Корректор Е. Лукач
Заказ 3956/4 Тираж 671 Подписное .. БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S.
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4