Плоские направляющие скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических. Республик ии673417
{6!) Дополнительное к авт. свид-ву М 549310 (51)М. Кл, (22) Заявлено 030577 (21) 2480363/25-08
В 23 Q 1/02 с присоединением заявки ИоГосударственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 150779. Бюллетень М 26
Дата опубликования описания 180 7.79 (53) УДК 621,941.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю.М. Ермаков и Б.A. Фролов
Всесоюзный заочный машиностроительный институт (71) Заявитель (54) ПЛОСКИЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области станкостроения.
Известны направляющие скольжения для возвратно-поступательного движения рабочих органов по авт.свид.
9 549310 выполненные в виде сопрягаемых поверхностей, причем подвижная направляющая снабжена центральной выемкой и имеет переменное по длине поперечное сечение, а неподвижная направляющая — паэ, равный ширине подвижной направляющейьз), Целью изобретения является повышение точности позиционирования под- 1 вижного узла и повышение износостойкости путем перераспределения действующих усилий .
Указанная цель достигается тем, что подвижная направляющая в зоне центральной выемки снабжена башмаком, установленным относительно неподвижной направляющей на расстоянии, равном предельно допустимой осадке подвижной направляющей, и выполненным в виде сопрягаемых по скошенной поверхности осйования и ползуна с механизмом их относительного перемещения.
Механизм относительного перемещения оснащен механическим приводом с системой автоматического регулирования предельно допустимой осадки подвижной направляющей.
На фиг. 1 показан общий вид направляющих скольжения на токарном станке; на фиг. 2 — конструктивная схема составного башмака с сисТемой регулирования псложения полэуна; на фиг. 3 - разрез A-A на фиг. 2.
Подвижной узел — суппорт 1 имеет направляющие 2 в форме лыжи толщиной
h c центральной выемкой а (фиг.
1-3) . В зоне центральной выемки подвижных направляющих 2 установлен башмак 3, который жестко прикреплен к подвижной направляющей. Между башмаком 3 и неподвижной направляющей 4 станины 5 устанавливается зазор Ь .
При воздействии на суппорт 1 внешних нагрузок (сил резания), превышающих силу упругости подвижных направляющих 2, зазор а устраняется и действующие нагрузки распределяются между направляющими 2, 4 и башмаком 3. Вследствие увеличения опорной поверхности уменьшается и величина удельных давлений на направляющих. С целью "регулйровани я величины нагрузки на направляющие башмак 3 выполнен составным.
673417
Неподвижное основание башмака 3 жестко установлено на подвижной направляющей 2. В его нижней части выполнена наклонная опорная поверхность, с которой взаимодействует подвижная часть башмака — ползун 6. В полэуне 6 выполнена резьба, которая взаимодействует с винтом 7, установленным на основании башмака 3. При вращении винта полэун 6 перемещается по наклонной плоскости основания башмака, в результате чего изменяется зазор b на величину Ь . Тогда, при воздействии внешних сил на суппорт 1 подвижные направляющие деформируются к при незначительной их осадке ползун б контактирует с неподвижными направляющими 4, в результате чего увеличивается опорная поверхность, уменьшаются удельные давления на направляющих.
Для обеспечения постоянной заданной величины удельных давлений на направляющих при воздействии на суппорт переменных внешних сил винт 7 (фиг. 2) соединен передачей 8 с электродвигателем 9, который управляется усиленным сигналом от датчика
10 через блок сРавнения 11. В блоке
" сравнения сигнал формируется в результате рассогласования сигнала от датчика 10 который установлен в зоне наиболыцих упругих деформаций подвижных направляющих 2, и задающего устройства 12. Сигнал датчика 10 усиливается в усилителе 13.
При увелйчении нагрузки и возрастании напряжений в направляющей электрический сигнал с датчика 10 увеличивается. Сигнал рассогласования в блоке сравнения 11 возрастает, и двигатель 9 начинает вращаться, поворачивая через передачу 8 винт 7.
Ползун 6 перемещается, сближаясь с неподвижной направляющей 4 и" оказывая на нее возрастающее давление, разгружая подвижную направляющую 2 — от избыточных напряжений. Вращение двигателя 9 продолжается до тех пор, пока усиленный сигнал датчика 10 не сбалансируется с сигналом задающего устройства 12 Это состояние будет соответствовать заданным напряжениям в направляющей.
При падении нагрузки и напряжений в направляющей 2 сигнал рассогласова5 ния меняет полярность, и двигатель 9 вращается в другом направлении, Полэун б отходит от неподвижной направляющей 4 и напряжение в подвижной направляющей возрастает до заданного.
10 Таким образом поддерживается постоянство напряжений в направляющих при переменной нагрузке и сохраняется точность положения суппорта. Направляющие с системой поддержания посто15 янных напряжений позволяют с высокой точностью сохранить положение подвижного узла.
Формула и з обр ет е ни я
1. Плоские направляющие скольжения по авт. свид. Р 549310, о т л и ч аю щи е с я тем, что, с целью повышения точности позиционирования подвижного узла и повышения износостойкости направляющих путем перераспределения действующих усилий, подвижная направляющая в зоне центральной выемки снабжена башмаком, установленным относительно неподвижной направляющей на расстоянии, равном предельно допустимой осадке подвижной направляющей, и выполненным в виде сопрягаемых по скошенной поверхности основания и ползуна с механизмом их относительного перемещения.
2. Плоские направляющие скольжения по и. 1, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что механизм относительного не40 ремещения оснащен механическим приводом с системой автоматического регулирования предельно допустимой осадки подвижной направляющей.
Источники информации, принятые во
45 внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 549310, кл. В 23 Q 1/02, 1975.
673417
Составитель А. Абрамов
Техред 3.Фанта КорректорВ. Синицкая
Редактор И. Карпас
Тираж 1221 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3976/12
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4