Тягово-сцепное устройство прицепа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сезетсинк
Соцналнстнчвсинк
Республик (ii) 673474 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлеко 220877(21) 2517556/27-11 с присоединением заявки Й9— (23) Приоритет(51)М. Кл.2
В 60 0 1/10
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано 1507,79. Бюллетень N9 26 (53) УДК 629.114. .3(088.8) Дата опубликования описания 150779, I (72) Авторы нзобР ™ия А,Н.Богданова,;В.. и.Богданов н А.В.памфилов
Брянский институт транопортного машиностроения (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА
Изобретение относится к области сцепных устройств транспортных, средств, преимущественно для прицепов.
Известны тягово-сцепные устройства транспортных средств с механизированным подъемом и установкой.по высоте дышла с помощью силового цилиндра, шарнирно закрепленного на поворотном кронштейне дьзала и поворотном круге прицепа (1).
Недостатком известного устройства является низкая долговечность механизма подъема дышла, находящегося в постоянном взаимодействии с дышлом при движении прицепа и сложность кон- 15 струкции силового цилиндра.
Известно и другое тягово-сцепное устройство прицепа, содержащее шарнирно закрепленное на поворотном круге прицепа дышло, имеющее рычаг, ус- 20 тановленный на поворотном круге силовой цилиндр, взаимодействующий своим штоком с указанным рычагом, и фик сатор подъема диала (2) .
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, Недостатком его является то, что ,иэ-эа неровностей дороги во время движения прицепа происходит постоянное перемещение штока и поршня в силовом цилиндре, обусловленное колебаниями в вертикальной продольной плоскости дьюла с рычагам по отношению к раме прицепа, что вызывает ускоренный износ деталей цилиндра и шарниров, посредством которых он соединяется с рычагом-противовесом и рамой прицепа, а также утечку рабочей жидкости.
Целью изобретения является повиаение надежности и долговечности устройства.
Для этого оно снабжено роликом, закрепленным на конце штока силового цилиндра, участок рычага, взаимодействующий с укаэанным роликом, выполнен эвольвентным, причем фиксатор подъема щвала установлен с воэможностью взаимодействия со штоком силового цилиндра, который снабжен пальцем, упирающимся з плечо фиксатора, а последний снабжен винтовым упором и шарнирно .закреплен на поворотном круге прицепа, при этом эвольвентный участок рычага сопряжен с остальной поверхностью рычага з точке, расположенной на прямой, проходящей через ось шарнира на расстоянии радиуса
673474 окружности, н которой осевая линия штока силового цилиндра является касательной.
На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство прицепа в положении начала подъема дышла, общий вид; на фиг. 2 - то же устройство, при под- 5 нятом дьыле.
Тягово-сцепное устройство содержит дышло 1, которое одним концом шарнирно закреплено на поворотном круге 2 прицепа. На нижней стороне поворот- 10 ного круга 2 жестко закреплен силовой цилиндр 3 и шарнирно — фиксатор 4 для ограничения перемещения штока 5 цилиндра 3.
Шток 5 имеет на конце вилку 6 с роликом 7 и пальцем 8.
Фиксатор 4, выполненный в виде двуплечего рычага, имеет на одном плече вилку, которая контактирует с пальцем 8, а второй его конец охваты-! вает скоба 9, закрепленная на поворотном круге 2. В скобу 9 ввернут винтовой упор 10, который ограничивает уровень подъема дышла при контак- тировании с плечом фиксатора 4 для ограничения перемещения штока 5 си- лового цилиндра 3.
Силовой цилиндр 3 посредством трубо провода 11 и трехпозиционного крайа 12 с рукояткой 13 подключен к воздушной системе прицепа. В исходном 30 положении шток 5 удерживается пружиной, находящейся в цилиндре.
С нижней стОроны дышла 1 закреплен рычаг 14 с участком.на конце, имеющим профиль эвольвенты. центр окружности, 35 по которой построена эвольвента, ле жит на линии, проходящей через центры шарниров 15 крепления дышла, а осевая линия штока силового цилиндра 3 является касательной к этой окружности. 4О
Устройство работает следующим образом.
Для осуществления сцепки тягач подъезжает задним ходом к прицепу на расстояние, позволяющее соединять их воздушные магистрали. Выполнив эту операцию, водитель тягача поворотом рукоятки 13 трехпоэиционного крана 12 обеспечивает подачу воздуха в силЬвой цилиндр 3.
При выдвижении штока 5 ролик 7 воздействует на рычаг 14, создавая крутящий момент, обеспечивающий подьем дышла. В процессе подъема дышла палец, воздействуя на плечо фиксатора
4, разворачивают последний до контакта его второго плеча с винтовым упором 10, после чего выдвижение штока
5 и, соответственно, подъем дышла прекращается.
После выполнения сцепки рукоятку
1,3 поворачивают в положение выпуска воздуха из силового цилиндра 3 и под действием пружины в пневмоцилиндре шток 5 возвращается в исходное положение.
Фиксатор 4 под действием пружины также возвращается в исходное положение. При движении прицепа рычаг 14, фиксатор 4 и ролик 7 не взаимодействуют.
Формула изобретения
1. Тягово-сцепное устройство прицепа, содержащее шарнирно закрепленное на поворотном круге прицепа дышло, имеющее рычаг, установленный на поворотном. круге силовой цилиндр, взаимодействующий своим штоком с укаэанным рычагом, и фиксатор подъема дышла, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности устройства, оно снабжено роликом, закрепленным на конце штока силового цилиндра, участок рычага, взаимодействующий с укаэанным роликом, выполнеч эвольвентным, причем фиксатор подъема дышла установлен с возможностью взаимодействия со штоком силового цилиндра, который снабжен пальцем, упирающимся в плечо фиксатора, а последний снабжен винтовым упором и шарнирно закреплен на поворотном круге прицепа.
2 ° Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, эвольвентный участок рычага сопряжен с остальной поверхностью рычага в точке, расположенной яа прямой, проходящей через ось шарнира на расстоянии радиуса окружности, к которой осевая линия штока силового цилиндра является касательной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ М 919516, кл. 63 с 3/05, 1954.
2. Авторское свидетельство СССР
9 537857, кл. В 60 D 1/00, 1976.
Ь73474
Составитель Ю.Таубер
Редактор Е.Зубиетова Техред g. Фанта Корректор О.Ковинская
Заказ 3988/15 Тираж 803 Подписное
INHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5, Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4