Устройство для защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ((()673486
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советснмя
Социалистических
Республик (61) ДОполнительное к авт. свил-ну М 317140 (22) Заявлено 08.02.74 (21) 1994743/24-07 с присоединением заявки №-2 (51) М. Кл
В 60 М 3/00
Н 02 Н 5/10 (23) Приоритет—
Гасударственный заметет
СССР по делам мзобрвтвняй я еткрытай
Опубликовано 15,07.79 Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 15,07.79 (53) УДК 621.316.925 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Колосюк и С. А. Волкотруб
Государственный Макеевский ордена Октябрьской Революции научноисследовательский институт по безопасности работ в горной п мышленности (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ОТКЛ10ЧЕНИЯ ТЯГОВОЙ
СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА
Изобретение относится к устройствам защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта, преимущественно в горнодобывающей промышленности, с повышенной опасностью поражения электрическим током и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авторском свидетельстве Р 317140, В основном изобретении по авторскому свидетельству N 317140 описано устройство для защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта с однофазным источником . питания и вентильными заградителями в цепях нагрузки, содержащее однополупериодный выпрямитель, кбнтактор постоянного тока, чувствительный элемент релейного типа, измеритель сопротивления изоляции. и два вспомогательных вентиля f1) .
К недостаткам этого устройства относятся: во.первых,то, что сопротивление изоляции электрооборудования нагруэки тяговой сети (электровоза) не контролируется и устройство не обеспечивает защитного отключения при пробое изоляции в электрооборудовании или при прикосновении человека к его токоведущим частям; во-вторых, большая мощность элементов цепи проверочного резистора кнопки и соединительных проводов (при проверке по этой цепи помимо оперативного тока протекает также рабочий ток тяговой сети). Упомянутые недостатки не обеспечивают достаточную надежность устройства, Целью данного изобретения является повыше. . ние надежности устройства.
Указанная цель достигается тем, что в цепь проверки между кнопкой и землей дополни. тельно включен диод согласно с направлением вспомогательного вентиля чувствительного элемента, При этом вентильный заградитель включен в цепь нагрузки со стороны земли.
На чертеже изображена принципиальная схема данного устройства. Питание тяговой сети осуществляется от источника I переменного тока.
Для вылрямления тока служит выпрямитель 2
Контактный провод подсоединен к катоду выпрямителя посредством силового контакта 3 контактора постоянного тока, катушка 4 которого подключена между катодом ныпря673486
3 мнтеля 2 и землей через вентиль 5 и нормально замкнутый контакт 6 чувствительного элемента
7. Чувствительный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 присоединены параллельно выпрямителю 2 через силовой контакт 3 контактора и вентиль 9. Нагрузка 10 подключена к тяювой сети посредством вентильного, заградителя 11, который подключен в цепь йагруэки со стороны земли. Параллельно якорю двига. теля 12 и обмотке возбуждения 13 подключен вентиль 14, который необходим для гашения, электродвижущей силы двигателя и увеличения среднего тока в цепи. Для проверки устройства имеется проверочное сопротивление 15, \ подключаемое между контактным проводом и землей на момент проверки с помощью кнопки 16.
Перед подачей напряжения на тяговую сеть осуществляется предварительный контроль изоляции по ее цепи: источник 1, рельс, сопротивление изоляции 17 или 18, контактный провод, вентиль 9, измеритель сопротивления, чувствительный элемент 7, источник 1.
Если сопротивление изоляции снизилось до опасной величины, то чувствительный элемент срабатывает и его размыкающий койтакт 6 не позволяет включиться контакторной катушке 4. Напряжение в контактную сеть может быть порцио, если сопротивление изоляции
17 или 18 велико. В этом случае по контакторной катушке 4 протекает постоянный ток цепи: источник 1, выпрямитель 2, BOHTHJIb 5, катушка 4, размыкающий контакт 6, источник
1. Контакт 3 контактора замыкаетСя; вследствие чего на контактный пйовод подается напряжение и обеспечивается работа нагрузки 10.
При снижении сопротивления изоляции контактной сети !7 или сопротивления изоляции электрооборудования электровоза двигателей
18 (пускотормозных сопротивлений, контакторов, контроллеров и др), а также при прикосновении человека к контактному проводу или токоведущим частям электрооборудования электровоза чувствительный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 обтекаются обратным током цепи: источник 1, рельс, сопротивление изоля4 ции 17 или 18, контактный провод, вентиль 9, измеритель сопротивления 8, чувствительный элемент 7, источник 1, При этом чувствительный элемент срабатывает, его размыкающий контакт 6 размыкается, обеспечивается катушка 4 и размыкается . контакт 3, вследствие чего контактный провод и нагрузка также обесточиваются.
Однако, если сопротивление изоляции повы10 ится, то чувствительный элемент приходит в исходное состояние, вследствие чего контактор срабатывает н вновь подает напряжение на контактный провод, осуществляя автоматическое повторное включение тяговой сети и нагрузки. l5 В цепь проверки между кнопкой и землей дотюлнительно включен диод 19 согласно оперативному току контроля изоляции, но встречно рабочему току тяговой сети. Вследствие этого при нажатии кнопки 16 в момент проро верки оперативный ток свободно протекает через проверочный резистор 15 как и через сопротивление изоляции 17, но рабочий ток не может протекать через цепь проверки, так как диод 19 включен встречно ему и запирает е1о. Поэтому в элементах цепи проверки (резисторе 15, кнопке 16, проводе и т.п,) тепло от рабочего тока сети не выделяется. Эти элементы рассчитываются на меньшую мощность, в результате чего надежность их работы повышается, обеспечивая повьпиение надежности устройства в целом.
Формула изобретения
Устройство для защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта по
35 авторскому свидетельству У 317140, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в цепь проверки между кнопкой и землей дополнительно включен диод согласно с направлением вспомогательного вентиля
40 чувствительного элемента, а вентильный заградитель включен в цепь нагрузки со стороны земли.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
45 1. Авторское свидетельство СССР У 317140, кл. Н 02 6 5/1О, 1971.
673486
Anal
КоРРектоР Н. Стен
Тираж 803 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5
Заказ 3989/16
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Чернова
Редактор Д. Меиуришвили Техред Q андрейко