Противосползающее устройство для склоноходов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19. 11. 76 (21) 2421384/27-11 с присоединением заявки № ()673518

Союз Советских

Социалистических

Республик (51) М. Кл

В 62 Р 49/08

В 60 В 15/12 (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР. ио делам изооретений и открмтий

Опубликовано15.07.79.Бюллетень № 26 (53) УДК 629.1, .0 1 1/О 12 (088. 8) Дата опубликования описания 18 07 79 !

К. В. Бзагания, О. П. Мшвипдадзе, 3. С. Сепия, О. Г. Асатиани и Б. Е. Бжибпадзе (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторскотехнопогпческий институг по машинам дпя горного земледелия и возделывания субтропических купыгур (71) Заявитель (54) ПРОТИВОСПОЛЗА1ИЦЕЕ УСТРОЙСТВО ПЛЯ СКЛОНОХОБОВ

Изобретение относится к сепьскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам, предотвращающим боковое сползание колесных сепьскохозяйственных машин, работающих на склонах (скпонокодов), 5

Известно противоспопзаюшее устройство дпя скпоноходов с поворотными бортовыми редукторами,выпопненное в виде свободно вращающихся дисков, установпенных с помощью кронштейнов в перед- 1О ней и задней части корпуса бортовых редукторов (1j .

При движении поперек склона бортовые редукторы скпонохода поворачиваются в противоположные стороны, в реэупьтате чего установленные на них диски врезаются в грунт, предотвращая боковое сползание скпонохода, Загпубпение дисков возрастает с увеличением крутизны склона, противодействуя увеличению споп- 2 эания.

Недостатком известного устройства является значительный расход мощности скпонохода на преодоление сползания, вследствие непрерывного среза грунта дисками. Кроме того, оси эагпубпяюшихся в грунт дисков расположены в разных вертикально-поперечных плоскостях относительно колес скпонохода, что значи» тельно затрудняет процесс его поворота.

С етих позиций более выгодным является выполнение противоспопзаюшего устройства в виде колеса с выдвижными грунтозакепами, установленными в цпоскости, цараппельной колесу (2).

Однако известные устройства такого типа не обеспечивают возможности автоматического выдвижения грунтозацепов во время движения скпонохода в зависимости от крутизны склона, что значительно снижает их эффективность на скпоноходах, колеса которых сохраняют вертикапьное положение вне зависимости от угла склона.

Известно также копесо с выдвижными грунтозацепами, установленное на полуоси и содержащее закрепленный на полу673518 оси диск, несущий равнораспопо>кенньн> по окружиости напраьпяюшие для грунтозацепов, эксцентрик, имеющий привод дпя. поворота вокруг полуос и и посаженный на эксцентрике с возможностью врашения обруч с шарнирно закрегленными на нем стойками грунтозацепов (3 J.

Привод эксцентрика у известного устройства выполнен в виде системы шестерен, связанной с управляющим рычагом, посредством изменения положенил которого достигается изменение выхода грунтозацепов в процессе движения машины, 10

Последнее из описанных устройств является наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому результа,ту.

Однако известное устройство управляется вручную, предназначано дпя рав20 нинных машин и не обладает возможностью автоматического изменения выхода грунтозацепов в зависимости от крутизны склона.

Белью изобретения является повышение 25 эффективности противосползаюшего устройства на склоноходах, имеющих механизм выравнивания остова.

Эта цель достигается тем, что у противосползаюшего устройства, выполнен«30 ного в виде колеса с выдвижными от эксцентрика грунтоэацепами, привод эксцентрика выполнен в виде поводковой тяги, шарнирно соединенной с остовом склонохода.

Такое выполнение позволяет обеспечить автоматическое заглубление грунтозацепов в грунт, изменяющееся в зависимости от крутизны склона, снизить расход мощности склонохода на преодо- 40 ление сползания за счет исключения сплошного среза грунта и увеличить маневренность склонохода.

На фиг. 1 показан вид сзади на шасси скпонохода с противосполэаюшим устройством на горизонтальной поверхности; на фиг, 2 — то же, на склоне; на фиг. 3вид сбоку на шасси склонохода с противосползаюшим устройством на горизонтальной поверхности; на фиг. 4 - то же, ча склоне (для нижнего колеса); на фиг, 5— то же, на склоне (для верхнего колеса).

На полуоси 1 поворотного бортового редуктора 2 склонохода установлен с воэможностью поворота эксцентрик 3, имеющий прив >д в виде поводковой тяги

4, которая одним концом шарнирно закреплена на остове 5 склонохода с помощью кронштейна. 6, а другим — на

4 эксцентрике. 11а эксцентрик 3 посажен обруч 7 с шарнирно закрепленными на нем стойками 8 грунтозацепов 9. На полуоси 1 и концентрично ей неподвижно закреплен диск 10, несущий равнорасполо>кенные по окружности направляющие

11 для грунтозецепов, имеющие шарниры 12, Эти шарниры в сочетании с шарнирами 13, имеюшимися в местах соединения обруча 7 со стойками 8, позволяют грунтозецепам 9 свободно изменять угловое положение относительно направляющих ll при повороте эксцентрика 3, чем обеспечивается свободный выход грунтозацепов за пределы колеса

1 4 в зоне контакта с грунтом.

Г1ротивосползаюшее устройство, расположенное с противоположной стороны остова 5 склонохода, представляет собой зеркальное изображение описанного. Взаимное положение элементов противосползаюшего устройства относительно остова 5 склонохода и его поворотного бортового редуктора 2 фиксируют таким образом, чтобы при установке склонохода на горизонтальной поверхности направление вектора эксцентриситета практически совпало бы с горизонталью (фиг. 3) . При этом центры эксцентрика 3 и полуоси 1 устанавливаются на одном уровне, а грунтозацепы 9 находятся на некоторой высоте от поверхности земли, сохраняя такое положение при своем вращении вместе с колесами 14.

При въезде на склон остов 5 скпонохода, имеющего механизм выравнивания, автоматически сохраняет вертикальное положение, за счет поворота бортовых редукторов 2 в противоположные стороны (фиг,2). При этом изменяется взаимное положение остова 5 и бортовых редукторов 2, вызывая поворот эксцентриков 3, связанных поводковой тягой 4 с остовом 5.

Лля нижнего по склону колеса (фиг.4) бортовой редуктор 2 поворачивается вниз, поводковая тяга 4 разворачивает эксцентрик 3 так, что его эксцентриситет и центр переместятся вниз и расположатся ниже полуоси 1.

Таким образом, обруч 7, стойки 8 и грунтозацепы 9 будут вращаться вокруг центра, расположенного ниже полуоси 1,. и поэтому грунтозацепы 9 будут заглубляться в землю.

Йля верхнего колеса по склону (фиг.5) бортовой редуктор 2 поворачивается вверх, поводковая тяга 4 разво673518

Противосползаюшее устройство для склоноходов, выполненное в Виде установленного на полуоси колеса с выдвижными грунтозацепами и содержашее закрепленный на полуоси диск, несущий равнорасположенные по окружности направляющие для грунтозацепов, эксцентрик, имеющий привод для поворота вокруг полуоси и посаженный на эксцентрике с возможностью вращения обруч с шарнирно закрепленными на нем стойками,. грунтозацепов о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения эффективности его работы на склоноходах, имеющих механизм выравнивания остова, привод эксцентрика выполнен в виде поводковой тяги, шарнирно связываюшей эксцентрик с остовом склонохода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 340572, кл. В 62 3 49108, 1972.

2. Патент Германии No 160830, кл. 63 с 22J02, 1904.

3. Патент СССР K 4521, кл. В 60 В 15/12, 1928.

5 рачивает эксцентрик 3 так, что его эксцентрисптет и центр снова расположатся ниже полуоси 1 и грузозацепы 9 также будут заглубляться в землю.

Фиксация стоек и ножей от произвольного складывания при действии опорного усилия грунта на склоне достигается за счет выполнения длины стойки 8 грунтозацепа 9, равной максимальному расстоянию между удерживающими ее шар- 1о нирами 12 и 13, Благодаря этому грунтозацеп, находящийся на минимальном расстоянии от центра эксцентрика 3 (например, верхний грунтозацеп А на фиг. 5), выйдет в соприкоснрвание с направляющей 11 диска 10, предотвращая возможность взаимного поворота обруча 7 и диска 10.

При вращении ведущего колеса жестко сидящий ведущий диск 10 будет вращать 20 грунтозацепы 9, стойки 8 и обруч 7. B это время эксцентрик 3 застопорен поводковой тягой 4 и в каждый следующий момент место грунтозацепа A будет занимать последующий, следовательно скла- >5 дывания системы происходить не будет.

При выезде на горизонтальный участок поводковая тяга 4 снова устанавливает центр эксцентрика 3 на один уровень с полуосью 1, в результате чего грунтозацепы 9 выглубляются.

Таким образом, изобретение обеспечивает автоматическое зуглубление грунтозацепов при въезде на склон.

Поскольку угол поворота бортовых редукторов склонохода возрастает с увеличением крутизны склона, то и выход грунтозацепов, управляемых поводковой тягой 4, также увеличивается в зависимости от крутизны склона и предотвращает сползание склонохода.

При заглублении дискретных грунтозацепов отсутствует срезание почвы (как в случае дисков), а этим достигается возможность более эффективного 4 использования мощности.

Разворот склонохода с предлагаемым механизмом облегчен, так как ось ве6 душпх колес приблизительно совпадает с осью грунтозацепов в поперечно-а ер- тикальной плоскости.

Ки не мати ч ес кую сх ему ус тро йс тв я можно подобрать так, что при работе на склоне заглубление грунтозацепов с обеих сторон было бы одинаковы и оптимальным в зависимости от крутизны склона.

Технико-экономический эффект исходит из того, что с применением предлагаемого устройства улучшается прямолинейность направления движения на склоне. Этим становится возможным выполнение междурядной обработки. Кроме того, улучшается качество выполняемого технологического процесса, понижается расход топлива на единицу плошади и т.д.

Формула изобретения

673518

Составитель A. Глинка

Редактор С. Байкова Техред И. Асталош Корректор В. Синицкая

Заказ 3993/18 Тираж 768 Подйисное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5

Филиал,ППП Патент", г. Ужгород, ул. 1Троектйая, 4