Способ защиты подъемно-транспортной установки от превышения скорости и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соаетскин
Соцфалмстмческкн
Республик
«ii 673574 (6l) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 21.03. 77 (21) 2464564/29-11
8 (51) М. Кл.
В 66 В 5/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Гееуфаретееннмй немнтет
СССР не денем нэебретеннй н аткритнй (53} УДК 621.866 (088. 8) Опубликовано 15,07. 79.Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 18.07.79 (72} Авторы изобретения
В. В. Клименко, H. Г. Попович, A. П. Солоха, М. A. Стороженко
П. A. Шапошниченко и А. Н. Шатило
Конотопский ордена Трудового Красного Знамени электромеханический завод "Красный Металлист", Макеевский ордена Октябрьской Революции научно-исследовательский институт по безопасности работ и горной промышленности и Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октяб ьской социалистической революции (7l} Заявителн (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЙ
УСТАНОВКИ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ
И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к предохранительным устройствам, ограничивающим скорость шахтных подъемных машин.
Известен способ зашиты подъемнотранспортной установки от превышения скорости, в соответствии с которым формируют защитную диаграмму, сравнивают фактическую скорость со скоростью защитной диаграммь." и формируют сигнал на включение предохранительного тормоза при достижении фактической скоростью уровня скорости защитной диаграммы.
Известный способ реализован в устройстве, содержащем узел зашиты от опас15 ного превышения скорости с элементом формирования защитной диаграммы, датчиком фактической скорости, блоком сравнения и исполнительным, элементом, предох 20 ранительный тормоз и устройство регулируемого торможения подъемной машины fl)„
Недостатком известного способа явля ется то, что наложение предохранительного тормоза вызывает интенсивное замедление подъемного сосуда, с ускорением, достигающим 5 м/с и приводит к ускорена ному износу узлов подъемной установки к снижению надежности ее работы, а также к травмированию людей, находящихся при аварийном торможении в клети.
При эксплуатации машины в ручном режиме работы машинист, чтобы исключить частые наложении предохранительного тормоза от превышения скорости, вынужден выполнять цикл подъема на сниженной ск ор ости.
Белью изобретения является повышение надежности защиты и производительности подъемной установки при ручном управлении.
Для этого формируют по разностному, сигналу между фактической скоростью машины и скоростью защитной диаграммы сигнал предварительной автоматической зашиты и вводят его в систему регулируемого торможения подъемной машины так, что при приближении фактической скорос673574
3 ти к скорости защитной диаграммы тормозной момент, создаваемый устройством регулируемого торможения, возрастает.
Для реализации такого способа извес ное устройство защиты подъемно-транспортной установки отпревышенияскорости снабжено формирователем сигнала предварительной автоматической зашиты, выход которого через согласующее звено подклю чен к управляющему входуустройства to
Регулируемого торможения подъемной машины, а вход соединен с выходом блока сравнения фактической скорости со скоростью защитной диаграммы, На фиг. 1 представлена структурная 15 схема описываемого устройства зашиты от превышения скорости;, на фиг. 2 - защитная и рабочая диаграммы скорости в функции пути при работе подъемной уста- .
НоВКМ йа несколько горизонтов, а также 20 зона дейртвня сигнала предварительной автоматической зашиты; на фиг, 3 - диа ; граммы изменении регулируемого тормозного воздействия в зоне действия сигнала предварительной автоматической защи- 25 ты.Привод подъемной машины 1 Снаожен устройством 2 ручного управления,, подключенным к устройству 3 задания скорос ги подъемной машины, датчиком 4 фактической скорости, узлом 5 форйирования сигнала отклонения фактической. скорости от заданной, формирующим сигнал отклонения фактической скорости от заданной, выход которо о включен на: с вищ усилителя 6 регулятора скорости, под». кщоченного к устройству 7 регулируемого торможения. Привод машины 1 снаб йен также предохраййтельным тормозом
8, устройством"9 зашиты cn опасного превышения скорости, содержащим узел
10 формирования защитной диаграммы и датчик 11 фактической скорости 11, подключенные к блоку сравнения 12, выход которого соединен со входом исполни- 45 тельного элемента 1З, выходной контакт которого включен в цепь зашиты подъем- ной установки. К управляющему входу устройства 7 регулируемого торможения через согласующее звено 14 подключен формирователь 15 сигнала предварительной автоматической защиты, вход которо-. го соединен с выходом узла 16 формирования разностного сигнала между фактической скоростью машины и скоростью ss защитной диаграммы.
При выполнении цикла спуск-подъем людей или грузов между различными. горизонтами шахтного ствола машинист с
4 помощью устройства 2 ручного управления воздействует на устройство задания,скорос"ги машины, задавая рабочую скорость машины Vp в большей или меньшей степени соответствующую. четной скорости для данной установки.
Иаиболее ответственным участком подъема является участок замедления при подходе к крайнему горизонту.
Если на этом участке машинист своевременно ие снизит заданного уровня скорости или будет снижать его с ускорением, меньшим расчетного, возможно опасное превышение скорости.
B устройстве 9 защиты от превышения скорости узлом 10 формируется защитная диаграмма скорости Yg a функции фактического положения подъемного сосу« да, Если в любой точке пути скорость машины V достигает уровня защитной диаграммы, то на выходе блока сравнения
12 появится сигнал, вызывающий срабатыванйе элемента 13 н наложение тормоза
8. Тормозной момент достигнет максимального значения М= макс и машина т остановится.
Однако при приближении фактической:. скорости к уровню защитной диаграммы йа выходе узла 16 возникает раэностный сигнал соответствующей величийы, на выходе формирователя 15 сформируется сигнал предварительной автоматичес- . кой защитьу который через согласующее звено воздействует на управляющий вход устройства 7 регулируемого торможения, вызывая увеличение тормозного момента и снижение скорости машины, не допуская увелйчения скорости до уровня защитной диаграммы.
Зашита от превышения скорости осуществляется при этом без налбжения тормоза 8, т. е. без остановки машины.
Включение предварительного тормоза при таком решении произойдет только в исключительных случаях, когда возникнут неисправности в системе регулируемого торможения или в цепях формирования сигнала предварительногО автоматического торможения (и при наличии превышения скорости).
Практически реализация описанного способа и устройства зашиты подъемнотранспортной установки от превышения скорости исключает влияние субъективных факторов на выполнение цикла подъема без превышения скорости и позволяет машинисту любой квалификации четко осуществлять спуск-подъем людей н грузов практически по расчетной тахограмме без .
6735
5 превышения скорости, вызывающего наложение предохранительного тормоза, т. е. повьпаает надежность работы и производительность подъемной установки при руч ном управлении.
При работе в автоматическом режиме реализация описанного способа и устрой- . ства обеспечивает более надежную защиту подъемной установки от превышения скорос. ти, так как в системе зашитыбудет функ- <о ционировать дополнительный контур пред-. варительной автоматической зашит, обес-. печивающий защиту от превъпнения скорости беэ наложения предохранительного тор=, моэа. 15
Ф о рмула изoбретения
1. Способ защиты подъемногранспортной установки от превышения скорости, 2о заключающийся в формировании защитной диаграммы, сравнении фактической скоростй со скоростью защитной диаграммы и формирования сигнала на включение предохранительного тормоза при достижении 2s фактической скоростью уровйя скорости защитной диаграммы, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью повышения на» дежности защиты и производительности подъемной установки при ручном уцравле- 30 нии, формируют по разностному сигналу между фактической скоростью машины и
cK0p0cTblo защитной диаграммы сигнал предварительной автоматической защиты
74
6 и вводят ei o в систему регулируемого торможения подъемной машины так, что при црнближении фактической скорости к скорости защитной диаграммы тормозной момент, создаваемый устройством регулируемого торможения, возрастает.
2. Устройство защиты подъемно-транспортной установки от превъцаения скорости, содержащее узел зашиты от опасного превышения скорости, с элементом форми рования защитной диаграммы, датчиком фактической скорости, блоком сравнения и исполнительным элементом, предохра-, нительный тормоз и устройство регулируемого торможения подъемной машины, о т л и ч а ю ш е е с s т еeм, что, с целью повьиаеиия надежности и производительности йодъемной установки при ручном управлении, устройство снабжено формирователем сигнала предварительной автоматической защиты, выход которого через согласующее звено подключен к управляющему входу устройства регулируемого торможения подъемной машины, а вход соединен с выходом блока сравнения фактической скорости со скоростью защитной диаграммы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Мурзин В. А., Решетников B. И. и Шатило A. Н. Зашита рудничных подъемных установок от превьпаения скорости". "Недра" М., 1974, с, 22-49.
v(e/с)
D2 0и 06 пд
Фиг.э
Составитель В. Еременков
Редактор С. Байкова Техред А. Богдан Корректор В. Синиикая.
Заказ 4001/21, Тираж 991 Подписное
UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4