Привод подъемника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республнк
<>iI 673601 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04,01.78 (21) 2565430/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
2. (51) М. Кл
В бб F 3/02
Гюсударствеинйй коютет
СССР аа делам изееретеиай и етнрытий
Опубликовано 15.07.79. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания18.07.79 (53) УДК
621.866 (088.8) А. И. Морозов, В. И. Фельдшеров, В. И. Флутков, В. С. Шпилевский и Н. Н. Яковлев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПРИВОД ПОДЬЕМНИКА
Изобретение относится к подъемным механизмам, а более конкретно к шахтным монорельсовым подъемникам, перемещающимся по зубчатой рейке. Известен приводной механизм для подъемяика с зубчатой рейкой. Такой приводной механизм содержит зубчатые колеса, входящие в зацепление с зубчатой рейкой, получающие вращение от двигателя через редуктор, Как правило, с целью увеличения надежности работы, в зацеплении с рейкой находятся одновременно несколько синхронно вращающихся зубчатых колес 11).
Однако перемещение подъемников по зубчатой рейке в таком устройстве сопровождается толчками, возникающими при входе и выходе зубьев зубчатых колес иэ зацепления с рейкой.
Наиболее близким к изобретению иэ известных решений по функциональным и конструктивным признакам является устройство приводного механизма для подъемника, в котором 1О синхронизация вращения зубчатых колес осуществлена за счет жесткой связи червяков червяч,ных передач редуктора. При этом для компенсации неравномерности шага зубчатой рейки (недостатки технологии изготовления, сборки налипания горной мелочи н т.п.) венцы червячных колес редуктора установлены на ступицах через упругие элементы (2).
Однако это устройство не позволяет равномерно распределить приводной момент двигателя между синхронно вращающимися зубчатыми колесами, так как деформация упругих элементов различна из-за неравномерности шага зубчатой рейки. Неравномерность распределения нагрузки на зубчатые колеса вызывает интенсивный износ зубчатого зацепления.
Цель изобретения — равное распределение приводного момента двигателя между зубчатыми колесами.
Эта цель достигается тем, что редуктор предлагаемого привода содержит планетарные механизмы, установленные на зубчатых колесах, причем одноименные ведомые звенья механизмов взаимосвязаны между собой посредством внешнего зацепления.
На фиг. 1 изображена схема привода подъемника; на фиг. 2 — реечное зацепление, вид сбоку.
67
Привод подъемника включает в себя двигатель 1 с шестерней 2, входящей в зацепление с колесами 3, образующими блок с шестернями 4, являющимися центральными приводными колесами планетарных механизмов.
В зацеплении с шестернями 4 находятся сателлиты 5, установленные на водилах 6, закрепленных на валах зубчатых колес 7. Центральные колеса 8 планетарных механизмов являютСя неподвижными звеньями за счет их внешнего зацепления 9. Зубчатые колеса 7 взаимодействуют с зубчатой рейкой 10.
Межцентровое расстояние А между зубчатыми колесами 7 может быль выбрано в любой кратности к шагу t зубчатой рейки. Однако для обеспечения большой плавности ходаподъемника по зубчатой рейке оно определяется иэ выражения
А= (и+ — и — ).t, пз, где n — целое нечетное число;
m> 2 2. — чисчо зубчатых колес в зацеплении с рейкой;
i — количество ступеней планетарных механизмов от двигателя до зубчатых колес;
t — шаг зубчатой рейки.
Работает привод следующим образом. От двигателя 1 через шестерню 2 движение передается на колеса 3 и 4, далее на сателлиты 5, водило 6 и зубчатые колеса 7, которые получают синхронное вращение и перемещаются цо рейке 10. При этом внешние центральные колеса 8 удерживаются неподвижно внешним за- цеплением 9. В случае нарушения синхронности вращения зубчатых колес 7 вследствие изменения шага t зубчатой рейки нарушается равновесие в зубчатом зацеплении 9 и планетарные
3601
4 механизмы, получая подвижность всех своих звеньев, дифференцируют равномерно.и автоматически приводной момент от двигателя между зубчатыми колесами 7 до момента равновесия
5 в зацеплении 9.
Благодаря установке на валах зубчатых колес ппанетарных механизмов, одноименные ведомые звенья которых связаны Внешним зацеплением, обеспечивается равномерность распределения приводного момента двигателя между зубчатыми колесами, находящимися в зацеплении с рейкой, и автоматическая компенсация неравномерности шага рейки, что обеспечивает равномерный износ всего зацепления и увеличивает его долговечность. За счет принятия оптимального расстояния между зубчатыми колесами повыШается плавность хода, снижаются показатели . вибрации и шума.
Zo Формула изобретения
Привод подъемника, содержащий двигатель, редуктор и зубчатые колеса, взаимодействующие с зубчатой рейкой, о т л и ч а ю щ и й25 с я тем, что, с целью равного распределения приводного момента двигателя между зубчатыми колесами, редуктор содержит планетарные механизмы, установленные на зубчатых колесах, причем одноименные ведомые звенья мезО ханизмов взаимосвязаны между собой посредством внешнего зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США У 3016989, кл, 187 — 19, з 1962.
2, Патент Швеции No 191396, кл, 35а 1/11, 1964.
673601
Вид б
Составитель П. Бирюков
Техред 3. мужик
Корректор.В. Синицкая
Редактор И. Марголис
Тираж 991 Подписное
ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4002/22
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4