Подшипниковый узел скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<н673773

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.1077 (21) 2527575/25-27

Союз Советскик

Социалистических

Рес убл (51)м. Кл г

Р 1б С 17/24 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (S3) УДК 621. 822.. 5 (088. 8) Опубликовано 15.07.79. бюллетень № 2б

Дата опубликования описания150779 (72) Автор изобретения

Б. П. Кузовков (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоскоростных паровых турбин ах.

Известен подшипниковый узел сколь- 5 жения, содержащий сегменты с анти=. фрикционным слоем, контактирующим с упорными гребнями, расположенными на валу, на котором установлено реле осевого сдвига и лабиринтные уплотнения. При этом реле осевого сдвига настраивается на определенную величину, обеспечивающую сохранность лабиринтных уплотнений и других узлов при осевом перемещении ротора агре- 15 гата в допустимых пределах (1).

Недостатком известного решения является то, что антифрикционный слой обычно имеет толщину болЬшую, чем осевой зазор в лабиринтных уплотнениях и зазор между контактами реле осевого сдвига, что приводит при отключении агрегата к дополнительному перемещению ротора за счет упругого взаимодействия упорного гребня и антифрикционного слоя, имеющего значительно меньшую жесткость чем тело сег7 мента. Известный узел имеет также невысокий теплоотвод из зоны трения.

Целью изобретения являет ся повышение срока службы узла в условиях высоких скоростей и нагрузок.

Эта цель достигается за счет того, что в предлагаемом узле толщина антифрикционного слоя равна величине зазора между контактами реле осевого сдвига и меньше величины осевого зазора в лабиринтных уплотнениях, а также за счет того, что антифрикционный слой выполнен из материала с высокой теплопроводностью, а в теле сегмента выполнены цилиндрические отверстия ступенчатой формы, больший диаметр которых расположен со стороны антифрикционного слоя.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел скольжения; на фиг, 2 — разрез А A на фиг, 1 на фиг. 3 — расположение отверстий в теле сегмента; на фиг. 4 — конструкция лабиринтного узла.

Подшипниковый узел содержит вал 1 ротора 2, сегмента 3, рабочая поверхность которых контактирует с упорными гребнями 4. Ротор 2 установлен в корпусе статора 5 с лабиринтным уплотнением б. Вал 1 кинематически связан с реле 7 осевого сдвига.

6737

Рабочая поверхность сегментов покрыта антифрикционным слоем 8 из материала с высокой теплопроводностью (например баббита), а в теле 9 сегментов 3 выполнены цилиндрические отверстия 10 ступенчатой формы, которые заполнены тем же материалом.

Большим диаметром отверстия 10 обращены в сторону антифрикционного слоя

8. Толщина д антифрикционного слоя 8 равна величине зазбра л между контактами реле 7 осевого сдвига и меньше

10 величины осевого зазора S в лабиринтных уплотнениях 6.

В условиях работы, при которых возможно произойдет износ антифрикционного слоя толщиной 8, реле 7 осевого сдвига обеспечит отключение агрегата, после чего упорный гребень 4 ротора моментально встретит резко возросшее сопротивление со стороны тела 9 сегментов 3, абаббито-20 вые столбики антифрикционного слоя

8, прочно удерживаясь в теле 9 сегментов 3, обеспечивают условия скольжения, исключающие возможность заедания рабочей поверхности гребня 4. Кроме того, столбики обеспечивают отвод тепла от рабочей зоны.

Изобретение позволяет значительно повысить срок службы и надежность

73 4 работы агрегатов, работающих при повышенных скоростях и нагрузках.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий сегменты с антифрикционным слоем, контактирующим с упорными гребнями, расположенными на валу, на котором установлено реле осевого сдвига и лабиринтные уплотнения, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы в условиях высоких скоростей и нагрузок, толщина антифрикционного слоя равна величине зазора между контактами реле осевого сдвига и меньше величины осевого зазора в лабиринтных уплотнениях.

2. Подшипниковый узел по п. 1, о г л и ч а ю шийся тем, что антифрикционный слой выполнен из материала с высокой теплопроводностью, а в теле сегмента выполнены цилиндрические отверстия ступенчатой формы, больший диаметр которых расположен со стороны антифрикционного слоя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тубянский Л.И. и Френкель Л.Д, Паровые турбины высокого давления

М.-Л., Госэнергоиздат, 1956, с. 34-35, 185. юг

673773

Puz.4

Составитель A. Торопов

P акто Л. Василькова Техред М. Келемеш Ко ректор М. Вигула ей 2 2

Заказ 4044/32 Тираж 1 1 3 8 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д

Л вЂ” — — .— — -А-- Х

Филиал fIIIII Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4