Рекуперативный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистичесюа

Реслублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ п>673788 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.08.75 (21) 2162808/25-28

С присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.2

F 16 Н 33/02

F 16 F 15/30

F 16 Н 33/08

Государственный комитет

СССР пе делам изобретений н открытий (53) УДК 621.851..059.2-755 (088.8) Опубликовано 15.07.79. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 25.07.79 (72) Автор изобретения

А. И. Соломатин (71) Заявитель (54) РЕКУПЕРАТИВНЫЛ ТОРМОЗ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к инерционным аккумуляторам, и может быть использовано в качестве привода транспортных машин.

Известны рекуперативные тормоза, содержащие четырехскоростную планетарную коробку передач, соединенную солнечной шестерней с двигателем транспортной машины, водилом сателлитов — с карданным валом, а венцом — с маховиком совместно с энергией, выделяемой работающим двигателем (1) .

Недостатком указанного рекуперативного тормоза является сложность его конструкции.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является рекуперативный тормоз, содержащий маховик, корпус, расположенные в нем вал, связанный с маховиком, трансмиссионный вал, вариатор и фрикционные муфты (21.

Вариатор известного устройства выполнен ленточным, а устройство снабжено обоймой вариатора, установленной в корпусе на оси двумя зубчатыми муфтами, соединяющими вариатор через соответствующие фрикционные муфты с трансмиссией и маховиком, кулачковой обоймой, сидящей на той же оси и взаимодействующей с зубчатыми муфтами, и сервоприводом обоймы.

Недостатками известного устройства яв5 ляется инертность муфт с ленточным ва риатором при переворачивании и изменении направления перемотки ленты, невозможность мгновенного переключения режимов работы рекуперативного тормоза, а также

1О сложность конструкции переключающих механизмов и автоматизации управления.

Целью изобретения является автоматизация управления.

Цель достигается тем, что вариатор выполнен в виде кинематических цепей с промежуточными валами, соединенными между собой передачей с переменным передаточным отношением, каждая цепь содержит конические передачи, шестерни которых установлены на трансмиссионном валу и на валу, связанном с маховиком, на обращен ных друг к другу торцовых поверхностях колес размещены фрикционные накладки муфты, а диск последней жестко закреплен на промежуточном валу и поочередно вза673788, имодействует с накладками, на корпусе уста новлены кулачки, а каждый промежуточееь1Й вал сееаб?кее! жестко связаееиыми с его концами толкателями, каждый из которых взаимодействует с одним из кулачков.

На фиг. 1 изображен предлагаемый тормоз, продольный разрез на фиг. 2 — вид Л на фиг. l.

Рекуперативный тормоз содержит маховик I. корпус 2, вал 3, связанный с маховиком 1, трансмиссионный вал 4, фрикционные муфты и вариатор.

Вариатор выполнен в виде кинематическнх цепей с промежуточныMH валами 5 и б, соединенными между собой передачей 7 с переменным передаточным отношением, например зубчатой эксцентриковой передачей с;екруглыми колесами.

Одна кинематическая цепь содержит копическуео передачу, шестерня 8 которой установлена на трансмиссионном валу 4, а конические колеса 9 и 10, постоянно находящиеся в зацеплении с шестерней 8, свободно вращаются на промежуточном валу 6.

Другая кинематическая цепь содержит коническую передачу, шестерня ll которой установлена на валу 3 с маховиком 1, а конееческие колеса 17 и 18, постоянно находящиеся в зацеплении с шестерней 1, свободно вращаются на промежуточном ва,.р, 5, В корпусе 2 установлены две фрикцион ые муфты. Первая из них состоит из кониеских колес 9 и 10, на обращенных друг к другу торцовых поверхностях 12 и 13 к<.торых установлены фрикционные нак;!H,1ê!, 14 и 15. С накладками !4 и 15 поо вредно взаимодействует диск !6, жестко закрепленный на промежуточном валуб.

Вт«рая фрикционная муфта состоит из конических колес 17 и 18, на обращенных друг к другу торцовых поверхностях 19 и 20 которых установлены фрикционпые накладки 21 и 22. С накладками 21 и 22 поочередно взаимодействует диск 23, жестко закрспеп нный на промежуточном валу 5.

На корпусе установлены кулачки 24, 25, 26 и 27, имеющие участки плоских поверхностей, расположенные под углом к горизонтальной плоскости и под прямым углом к вертикальной плоскости (на фигурах не показаны). Промежуточный вал 5 снабжен жестко связанными с его концами толките,",ями. 28 и 29, а промежуточный вал б —— г«лкателями 30 и 31.

Соединенные через систему тяг с пеÄ!алью или рукояткой управления (ееа фигурах не показаны) толкатсли 28, 29, 30 и 31, являющиеся автоматическими выключателя",еи вариатора, периодически взаимодействуют с участками наклонных плоскостей соответственно кулачков 24, 25, 26 и 27, отключая вариатор от трансмиссии и маховика при достижении пределов режимов тор. ,ожения и разгона.

$ о

3$

zo

И

36

$$

4 ЕЕ

4$

4

Рекуперативный тормоз работает следующим образом.

В момент торможения нажимается в одну сторону педаль или рукоятка, соединяя диск 16 с фрикционными накладками 14 на торцовой поверхности !3 колеса 9, а диск 23 с фрикционными накладками 21 на торцовой поверхности 19 колеса 10.

Вращательное движение от трансмиссионного вала 4 через шестерню 8, колесо 9, фрикционную накладку 14, диск 16 и промежуточный вал 6 одной кинвматической цепи передается с помощью аналогичных элементов другой кинематической цепи — промежуточного вала 5, диска 23, фрикционной накладки 21, колеса 17 шестерни ll, а также с помощью связывающей промежуточные валы 5 и 6 кинематических цепей, передачи 7 с переменным передаточным отношением на вал 3 и маховик 1.

При этом маховик раскручивается с возрастающей угловой скоростью до остановочной скорости транспортной машины и до отключения трансмиссии от маховика при взаимодействии толкателей 29 и 31, с участками наклонных плоскостей соответственно кулачков 25 и 27. Диски 23 и 16 отсоединяются от фрикционных накладок 21 и 14 с принужденным выводом педали или рукоятки управления, связанных с промежуточными валами 5 и б, в среднее нейтраль»ое положение.

В момент трогания с места и разгона транспортного средства педаль или рукоятка может быть нажата только в другую сторону. При этом вращательное движение передается в обратном направлении от маховика к трансмиссии, а все действия механизмов, обратпые действиям, проходящим при торможении, т.е. вращательное движение от маховика 1 через вал 3, коническую шестерню 11, коническое колесо 18, диск 23, промежуточный вал 5 одной кинематической цепи с помощью передачи 7 с переменным передаточным отношением, связывающей промежуточные валы 5 и 6, передается еерез промежуточный вал 6, диск 16, фрикционную накладку 15, коническое колесо 10, шестерню 6 на трансмиссионный вал 4.

Накопленная кинетическая энергия маховика, в том числе накопленная и в процессе рекуперации, передается на трансмиссиию транспортного средства, разгоняя последний до почти первоначальной скорости. В момент движения транспорта переключением фрикционных муфт обеих кинематических цепей достигается мгновенное изменение режима торможения на режим разгона и обратно. В этот момент колеса вариатора поворачиваются на некоторый уеол в ту или другую сторону.

Формула изобретения

Рекуперативный тормоз, содержащий маховик, корпус, расположенные в нем вал, 673788

Составитель В. Штукарев

Редактор H. Аристова Техред О. Луговая Корректор О. Билак

Заказ 4045 33 Тираж 1138 Полиисное

ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 связанный с маховиком, трансмиссионный вал, вариатор и фрикционные муфты, отличаюи4ийся тем, что, с целью автоматизации управления, вариатор выполнен в виде кинематических цепей с промежуточными валами, соединенными между собой передачей с переменным передаточным отношением, каждая цепь содержит конические передачи, шестерни которых установлены на трансмиссионном валу и на валу, связанном с маховиком, на обращенных друг к другу торцовых поверхностях колес размещены фрикционные накладки муфты, а диск последней жестко закреплен на промежуточном

6 валу и поочередно взаимодействует с накладками, на корпусе установлены кулачки, а каждый промежуточный вал снабжен жестко связанными с его концами толкателями, каждый из которых взаимодействует с одним из кулачков.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гулиа Н. В. Инерционные аккумуляторы энергии, изд. ВГУ, Воронеж, 1973, с. 104, 105, рис. 53.

2. Авторское свидетельство СССР № 193874, кл. F16 Н 33/02, 1967.