Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСА ЙФ 3Союз Советских

Соцкалмстмчвскнх

Республмк

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заивлено 16.05,77 (21) 2485982/18 24 (51) М. Кл с присоединением заявки № (23) Приоритет9 09 В 7/02

Гвсударствеиный комитет

СССР

ll0 делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3,071 (088.8) Опубликовано15.07.79.оюллетень № 26

Дата опубликования опигания 18.07.79

В. И. Корнейчук, А. М. Ескенази, Е; К. Свюк, М. К. Тодорова, Г. С. Тодоров и B. Н. Сороко (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности, к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях. 5

Известно устройство для контроля знаний учашихся, использующее в качестве учебной и управляющей информации кинопленку, содержит блок случайной выборки кадра, блок предъявления информации, блок ввода ответа, фотоэлектрические преобразователи, узлы определения оценки, блок индикации и печати оценки, блок предварительного анализа ответа для выявления типа ошибки, блок выдержки време- 15 ни для ограничения времени на обдумыва- ние и ответ, а также узлы управления И.

Недостатками известного устройства являются низкая надежность из-аа наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемешение носителя информации, считывание информации с помощью фото« датчиков и т. д.), большое время обраше2 ния при поиске информации, зависящее от длины кинопленки (объема хранимой информации с последовательным доступом) и скорости ее перемещения, ограниченные дидактические возможности.

Известно также устройство для контроля знаний учашихся, содержашее блок ввода ответов, соединенный с блоком управ» пения и блоком анализа ответов, подключенным к блоку предъявления информаций, блоку оценки и блоку индикации и регистрации, который соединен с блоком оценки, и блок ввода учебной информации, подключенный к блоку управления 12

Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролируюшей программы, однако обладает рядом недостатков, а именно: ответы на каждый вопрос тщут в определенной последовательности, что создает условия для запоминания их порядка следования при многократном прохождении, а отсюда снижение дидактической эффективности, все вопросы и ответы к ним составлены пре-

6740

Сущность Принадлежность Функция Особенности

Понятие

ОС

Управление ходом работы

ЭВМ

Осушеств- Защищен ляет стра- от прерытегию ваний работы

ЭВМ

Бызов подпрог . раммы

Не защищен от прерываний

Программа

Супервизор

Программа

ОС

Диспетчер

Процедура

После выполнения передает управление следующему . оператору

Оператор

CALL

Каждая строка словаря разделена на 2. Какие особенности супервизора?

" пять полей. В первом записывается поня- Правильный ответ: Не защищен от тие, во втором - сущность, в третьем - прерываний и т. д. принадлежность, в четвертом - функция Причемколичество ответов наданный и в пятом - особенности. -- — .. вопрос фиксировано, аправильныеответы

На базе этой информации ii" с йоМо- к каждому вопросу занимают различные — шью некоторых вспомогательных сл» мо- порядковые номера, что не допускает гут генерироваться различные тййы "вo- " зайоминания их места при многократном

55 просов и набор ответов к ним, например: прохождении.

1. Какие функции выполняет супервизор? - Функции автоматического генерирова- .

Правильнь1й ответ: Управление хо- ния вопросов и ответов выполняются гекедом работы ЭВМ. ратором 9. подавателем предварительно ручным способом, что предполагает большие затраты труда и времени высококвалифицированного специалиста-преподавателя.

Целью изобретения является повышение точности контроля знаний, а также увеличение эффективности машинного контроля знаний учащихся эа счет автоматического генерирования вопросов и возможных ответов к ним. о

Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит генератор вопросов и ответов, счетчик вопросов и ответов и блок: анализа учебной информации, Подключенный к блоку предъявления ин- 15 формации, блоку анализа ответов, блоку управления и к генератору вопросов и ответов, соединенному с блоком ввода учебной информации, счетчиком вопросов и ответов и блоком управления подключен- 2о ным к счетчику вопросов и ответов.

На чертеже изображено устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок 1 ввода ответов, соединенный с блоком 2 управления и блоком 3 анализа .ответов, подключенным к блоку 4 предъявления информации, блоку 5 оценки и блоку

4 6 индикации н регистрации, который соединен с блоком 5 оценки, блок 7 ввода учебной информации, подключенный к блоку 2 управления, блок 8 анализа учебной информации подключенный к блоку 4 предъявления информации, блоку 3 анализа ответов блоку 2 управления и к генератору 9 вопросов и ответов, соединенному с блоком 7 ввода учебной информации, счетчиком 10 вопросов и ответов и блоком

9 управления, йодключенным к счетчику

10 вопросов и ответов.

Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом.

Из учебного материала, по которому будет проводиться контроль знаний, выделяются все ключевые слова - понятия.

Считается, что все вопросы по данной области знаний связаны с этими понятиями, их свойствами и особенностями. Для

-каждого понятия выделяются следующие характеристики: сущность, принадлежность, функция, особенности. Таким образом на основе понятий. и их характеристик сос«« тавляется словарь понятий. Часть словаря выглядит следующим образом:

674079

В режиме контроля устройство работает следуюшим образом.

По команде из блока 2 управления случайным образом в генератор 9 вопросов и ответов задается номер строки сло- 5 варя понятий и номер типа вопроса. На базе этой информации генератором 9 генерируется соответствующий тип вопроса и правильный ответ к нему. Неправильные ответы к вопросу генерируются на базе характеристик других понятий словаря также случайным образом путем считывания содержимого соответствующих полей согласно структуре типа вопроса.

Количество ответов к каждому вопросу и обшее количество вопросов при контроле знаний определяются показаниями счетчика 10 вопросов и ответов.

По сигналу о готовности учащегося, поступаюшему иэ блока 1 ввода ответов в блок 2 управления, последний подает сигнал в генератор 9 вопросов и ответов, из которого начинается передача сформированных вопросов и ответов в

25 блок 4 предъявления информации через блок 8 анализа учебной информации, который управляет прохождением информации таким образом, чтобы вопросы, и все ответы поступали в блок 4 предъявления зо информации, а номера правильных ответов в блок 3 анализа ответов.

После высвечивания . вопросов и ответов к ним в блоке 4 предъявления информации учащийся начинает (в соответствии с номерами вопросов) вводить по35 следовательно номера ответов, которые он считает правильными. При этом блок 3 выдает сведения о правильности или, неправильности ответов, которые запоми40 наются в блоке 5 оценки, и выдает сигнал блоку 6 для индикации и регистрации текушей информации о ходе учебного процесса (ответ: правильный или неправильный) ° После окончания времени контроля

45 или при ответе на все вопросы блок 5 . оценки определяет оценку учащегося и выдает ее для индикации и реги-, страции в блоке 6. При этом после истечения фиксированного времени контроля считается, что ответы на вопросы, на которые учащийся не успел ответить, неправильные.

Кроме того, по сигналу из блока 2 управления блок 3 выдает в блок 4 предь6 явления информации номера правильных м ветов для их высвечивания.

Таким образом, при проведении контроля определяется не только степень усвое1 ния материала учашимся, но и указываются его ошибки в ответах.

Предлагаемое устройство для контроля знаний позволяет автоматизировать процесс подготовки и проведения контроля, что значительно. увеличивает его эффекTHBHocTb и снижает затраты времени и труда экзаменатора.

Устройство позволяет также повысить достоверность контроля, так как ответы к вопросам формируются случайным образом, что уменьшает возможность запоминания правильных ответов при многократном предъявлении вопросов.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний учашихся, содержащее блок. ввода ответов, соединенный с блоком управления и блоком анализа ответов, .подключенным к блоку предъявления информации, блоку оценки и блоку индикации и регистрации, который соединен с блоком оценки, и блок ввода учебной информации, подключенный к блоку управления, о т л ич а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля знаний, оно содержит генератор вопросов и ответов, счетчик вопросов и ответов и блок анализа учебной информации, подключенный к блоку предъявления информации, блоку анализа ответов, блоку управления и к генератору вопросов и ответов, соединенному с блоком ввода учебной информаций, счетчиком вопросов и ответов и блоком управления, подключенным к счетчику

У вопросов и ответов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. & 09 8 7/02, 1970.

2, Заявка М 211512 7, кл. С 09 В .

7/00, 1976, по которой получено положительное решение о выдаче авторского свидетельства.

674079

Заказ 4092/49 Тираж. 474

UHHHFiH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Т. Ничипорович

Редактор. Ю. Челнжанов Техред N. Петко Корректор E. Лукач