Способ изготовления статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Сециалистичес.ких
Республик
«н674157 (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (g)) )(Л.2 (22) Заявлено 190477 (21) 2477543/24-07 с присоединением эайвки М(23) Приоритет -
Н 02 К 15/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15D779, Бюллетень М226
Дата опубликования описании 200779 (53) УДК 621. 313. . 713 (088.8) (72) Авторы
В. М. Прудников, И. A. Смотров и Н. Н. Чурсин изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Данное изобретение относится к области электромашийостроения, в частности к сборке крупных электрических машин, например турбогенераторов.
Известен способ сборки статора электрической машины, заключающийся в надевании листов сегментов сердеч- ника статора йосадочными пазами, выштампованнйми на наружной поверхности сегментов, на продольные стяжные ребра корпуса и .последующего перемещения сегментов вдоль ребер до упора в нажимную плиту (3.). Недостаткдм этого способа сборки является технологическая сложность и невозмож- 5. ность обеспечения монолитности сердечника статора.
Наиболее близким к изобретению является способ сборки статора, заключ щийся, том, что,ты сердечника 2О статора собирают в пакеты, надевают посадочными пазами на продольные ребра корпуса и перемещают пакеты вдоль ребер до упора (2). Недостаток этого способа заключается s труд ности сборки при большой осевой длине сердечника.
Целью изобретения является улучшение технологичности сборки путем обеспечения пакетной сборки сердечника.
Указанная цель достигается тем, что продольные. ребра статора выполняют с технологическими поперечйыми прорезями, а листы сердечника выполняют с дополнительными уширенными технологическими пазами, которыми пакеты надевают на ребра, перемещают до последних в направлении перемещения упомянутых прорезей ребер, поворачивают в тангенциальном направлении до установки посад пазов против ребер, после чего перемещают пакеты до упора.
Сущность изобретения поясняется чертежами,на которых приведен вариант конструкции, собираемой по данному способу. На фиг. 1 показан продольный разрез статора с технологическими поперечными прорезями в ребрахт на фиг. 2 - поперечный разрез статора в процессе сборки; на фиг. 3 — вид на ребро в процессе сборкит на фиг.
4 — изображена технологическая операция сборки перед поворотом пакета в тангенциальном направлении.
Сердечник статора собирают из отдельно изготовленных и склеенных вне корпуса статора пакетов l. В пакетах выполняют технологические аксиальные пазы 2, уширенные по отношению к
674157
Формула изобретения
Фиг.,7 посадочным лазам пакетов и профилю стяжных ребер 3 статора. Пази позволяют свободно перемещать пакеты по всей длине стяжных ребер при укладке в корпусе. Для поворота пакетов в .тангенциальном направлении при их укладке, до установки посадочных па- 5 зов 4 в рабочее положение, в стяжных ребрах 3 выполняют уширенные по отношению к толщине и диаметру пакета поперечные прорези 5, ширина которых больше высоты пакета. 10
Поперечные прорези 5 по мере сборки пакетов заполняют вставками 6, прикрепленными к стяжным ребрам 3 винтами- 7. От смещения вставок относительно стяжных ребер 3 в тангенциальном направлении предохраняют замки 8.
Сборка статора производится в следующей последовательности.
В вертикально стоящий корпус 9 ста- 20 тора пакет 1 по стяжным ребрам 3, размещенным в уширенных технологических аксиальных пазах 2, опускают ,до первой снизу поперечной прорези
5, поворачивают. пакет в этой прорези в тангеициальном направлении на одно деление между посадочными пазами, то есть до установки пакета в положение,, которое он занимает в собранном сердечнике, а затем по стяжным ребрам, размещенным теперь в посадочных пазах 4, опускают пакет до упора, то есть укладки его на нажимную плиту 10. Таким образом укладывают последующие пакеты, заполняя сердечник пакетами до первой снизу поперечной прорези. Затем поперечную прорезь
5 заполняют вставкой 6 и дальше производят сборку пакетов s вышеописанной последовательности.
Наличие уширенных технологических 40 аксиальных пазов на пакетах позволяет облегчить перемещение пакета по стяжным ребрам во время сборки, а наличие поперечных прорезей на стяжных ребрах; уширеннык по отношению к толщине и диаметру пакета и выполненных для возможности поворота пакета во время сборки в рабочее положение, позволяет уменьшить длину перемещения посадочных пазов пакета по стяжным ребрам. Этим самым обеспечивается возможность пакетной сборки сердечника с большой аксиальной длиной.
Способ изготовления статора электрической машины, например турбогенератора,заключающийся в том,что листы сердечника статора собирают в пакеты, надевают посадочными пазами на продольные ребра корпуса и перемещают пакеты вдоль ребер до упора, о тл и ч а ю шийся тем, чтоу с целью улучшения технологичности сборки, ребра выполняют с технологическими поперечными прорезями, а листы сердечника; выполняют с дополнительными уширенными технологическими па-. зами, которыми пакеты надевают на ребра и перемещают до последних в направлении перемещения упомянутых прорезей ребер, поворачивают в тангенциальном направлении до установки посадочных пазов против ребер, после чего перемещают пакеты до упора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин — M.-Л., Госэнергоиздат,- 1958, стр. 369.
2. Титов В.В. и др. Турбогенераторы — Л.О., Энергия, стр. 120128.
674157
Составитель A. Воинов
Редактор Д. Мепуришвили Чехред О. Андрейко Корректор О. Билак
Заказ 4101/53 Тираж 856 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4