Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

«iI 674178

Союз Советских

Социалкстннеооа

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (6l) Дополнительное н авт. саид-ву (22) Заявлено 24.01.78 (21) 2574235/24-07 (51) М. Кл.

Н 02 Р 5/06 с присоединением заявки №

Геаудератааннвб камщат

СССР аа далан иаабратаек а аткрыткй (23) Приоритет

ОпубликОвано 15,07.79, Бюллетень № 26 (53) УДК

621.316.719.2 (088,8) Дата опубликования описания 15.07.79 (72) Автор изобретения

И. И. Трубач (Л) Заявитель

- М ЖЮЖЮММ ЖФ з ас с р/ . д,Ф а а (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является электропривод постоянного тока, содержащий двигатель и блок управления им, состоящий из последовательно соединенных генератора эталонной частоты, счетчика, дешифратора, триггера, усилителя мош;ности, подключенного к входу двигателя, и датчика скорости в цепи обратной связи (3).

Однако в этом электропрнводе сигнал с датчика скорости одновременно воздействует на

1© входы счетптка и триггера, которые обладают определенными временами задержки распрост.ранения сигнала. В результате этого в процессе установки выходного триггера его входные сигналы могут измениться и триттер устанав- ливается в ложное состояние„

Целью изобретения является повышение надежности в работе электропривода. Это достигается тем, что в предлагаемый электропривод введен элемент задержки, вход которого подключен к выходу датчика скорости, а выход— к входу сброса счетчика, причем выход дешифратора соединен с установочным и информационным входами триггера и входом запуска

Изобретение относится к области электротехники и может бьць использовано в лентопротяжных устройствах для стабилизации скорости передвижения ленты.

Известны электроприводы постоянного тока, содержащие связанный с валом двигателя частотный таходатчик, период следования сигналов которого измеряется в специальном цифровом устройстве при помощи стабильного генератора эталонной частоты; по результатам срав пения на электродвигатель подается через усилитель мощности управляющий сигнал, по ко1

I торому электродвигатель приходит в состояние, стремящееся ликвидировать входное рассогласование 11) и (21. Однако s таких элект роприводях в процессе определения величины скорости существует некоторое запаздывание между моментом достижения скорости номинальной величины и моментом определения этого факта измерительной системой. Кроме того, требуются специальные устройства для подачи команды, которая запускает электродвигатель в движение.

1 б,,,.;,. " : "- я . Д

674176

45 генератора эталонной частоты, а выход датчика скорости — с входом синхронизации чанесения информации триггера, На чертеже дана схема описываемого электропривода. 5

Выход генератора 1 эталонной частоты соеди; нен с тактовым входом счетчика 2, выходы которого соединены с входами дешифратора 3.

Выход дешифратора 3 соединен с входом за,пуска генератора 1, а также с установочным 10 и информационным входами триггера 4. Триггер 4 является органом сравнения и своим состоянием фиксирует величину скорости (выше она номинальной или ниже). Выход триггера 4 соединен с усилителем 5 мощности, который 1s предназначен для включения электродвигателя

6. Вап электродвигателя 6 связан с датчиком

7 скорости, например циклическим тахогенератором. Выход датчика скорости соединен с входом синхронизации занесения информации 2О триггера 4 и с одновибратором (элементом задержки) 8. Выход элемента 8 задержки соединен с установочным входом счетчика 2, При этом для повышения точности измерения скорости необходимо, чтобы длительность импуль- 25 са датчика 7 скорости была равна минимальному времени, достаточному для занесения информации в триггер 4, а длительность импульса одновибратора 8 — времени, достаточному . для установки в исходное состояние счетчика 2. 30

Электропривод работает следующим образом, При включении напряжения питания счетчик

2 и соответственно дешифратор 3 могут оказаться в произвольном состоянии. При этом ес. ли на выходе дешифратора 3 прйсутствует сит- зБ нал логический "0", то он устанавливает по установочному входу триггер 4 в состояние логического "0", которое включает усилитель

5 мощности и вызывает разгон электродвигателя 6. Если же на выходе дешифратора ока- 40 зывается уровень логическои ™1, то он разрешает работу генератора 1, который начинает вырабатывать сигналы, поступающие на тактовый вход счетчика 2; а с него на дешифратор 3.

Дешифратор 3 выполнен так, что на выходе его появляется сигнал (уровень логического

"О") через время, соответствующее заданному номинальному периоду синхронизации скорости. При этом номинальный период сийхрони зации скорости отсчитывается от начала заполз нения счетчика 2 с нулевого состояния. С заполнением счетчика 2 до числа, соответствующего номинальному периоду синхронизации скорости, на выходе дешифратора 3 появляется сигнал, который устанавливает триггер 4 в состояние логического "0" и запрещает работу генератора 1. Уровень логического "0" триггера 4, свидетельствующии о том, что скорость меньше номинальной, включает через усилитель

5 мощности электродвигатель 6, вал которого начинает вращаться. Таким образом, при включении питания автоматически осуществляется запуск электродвигателя 6.

При скорости вращения, меньшей номинальной, сигнал дешифратора 3 приходит на триггер

4 раньше, чем сигнал датчика 7 скорости. При этом появившийся сигнал дешифратора 3 устанавливает триггер 4 через время задержки распространения сигнала в триггере в нулевое состояние, которое включает через усилитель 5 мощности электродвигатель 6. Пришедший сигнал датчика 7 скорости подтверждает нулевое состояние триггера 4, так как на его инфор. мационном входе находится уровень логического "0" от дешифратора 3. После окончания сигнала датчика 7 от его заднего фронта срабатывает элемент 8 задержки через время задержки, который устанавливает счетчик 2 в исходное состояние. Дешифратор 3 устанавливается в исходное состояние через суммарное время задержки распространения сигналов в счетчике и дешифраторе. Если скорость вращенйя стала выше номинальной, то сигнал с дат-. чика 7 появляется раньше, чем сигнал с дешифратора 3. При этом передний фронт сигнала датчика 7 устанавливает триггер 4 через время распространения сигнала в триггере в состояние логической "1", так как на информационном входе триггера в этот момент находится уровень логической "1", поступающий с дешифратора 3, Уровень логической 1" триггера 4 отключает усилитель 5 мощности и электродвигатель начинает тормозиться под действием моментов нагрузки и трения. По окончании сигнала датчика 7 запускается одновибратор 8, который сбрасывает счетчик 2 в исходное состояние. Сигнал в дешифраторе 3 при этом не вырабатывается.

Устойчивость и надежность работы предлагаемого электропривода обеспечиваются тем, что информация о величине скорости заносится в триггер сигналом датчика скорости, а установка счетчика в исходное состояние производится сигналом, задержанным относительно момента появления сигнала датчика. скорости на время, достаточное для окончания переходных процессов s триггере.

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий двигатель и блок управления им, состоящий из последовательно соединенных генератора эталонной частоты, счетчика, депифратора, триггера, усилителя мощности, подклняенного к входу двигателя, и датчика скорости в цепи обратной связи, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введен

674176

Составитель И, Коротеева

Техред М. Келемеш Корректор М Пожо

Редактор А. Пейсоченко

Заказ 4102/54 Тираж 856 Поднйсное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 элемент задержки, вход которого подключен к выходу датчика скорости, а выход — к входу сброса счетчика, причем выход дешифратора соединен с установочным и п формационным входами триггера и входом запуска генератора эталонной частоты, а выход датчика скорости— с входом синхронизации занесения информации триггера.

Источники информации, принятые во вннма1ние при экспертизе

1. Патент США N" 3753067, кл. 318 -314, 1973.

2. Патент США М 3644813, кл, 318 — 330, ! 972.

3. Авторское свидетельство СССР Х 383185,,кл. Н 02 P 5/06, 1973.