Устройство для включения зарядного выпрямителя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИС АНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6. о коте .а Ч Б 4

COIO3 COIOTCllHX

Соцналнстнческнк

Республик

< 675532 (61) Дополнительное к авт. санд-ву 9443796 (5 )М. Кл.2

Н 02 D 7/02 (22) Заявлено 080277 (21) 2451157/24-07 с присоединением заявки йо (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 2 %07.79. Бюллетень Ио 27

Дата опубликования описания 25.07.79

{72) Автор изобретения

М.И.Гончар (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАРЯДНОГО

ВЫПРЯИИТЕЛЯ рее, рассчитан на большой по сравнению с выпряьяяющими диодами прямэй ток, причем полярность включения диода такая же, как и у выпрямительных диодов. Между выпрямителем и батареей включено устройство, чувствительное к определенной величине тока, протекающего через дополнительный диод Ш . однако такое устройство недостаточно надежно и небезопасно.

По основному авт.св. Р 443796 известно устройство для включения зарядного выпрямителя, исйользуемое преимущественно для шахтного зарядного выпрямителя в качестве электрической блокировки его включения в сеть при неправильном подключении аккумуляторной батареи. Это устройство содержит магнитный пускатель с электрическим вентилем в цепи управления, управляемый электрический вентиль, включенный встречно-параллельно" указанному вентилю, резисторный делитель напряжения и дополнительйый электрический вентиль, включенные между выходом зарядного выпрямителя и управляемым электродом управляемого электрического вентиля (Д.

Изобретение касается автоматизации включения и защиты зарядных выпрямителей преимущественно для тяговых аккумуляторных батарей рудничных электровозов. Он" предназна5 чено для осуществления контроля за правильностью подключения аккумуляторной батареи к зарядному выпрямителю.

Подключение аккумуляторной батареи к зарядному выпрямителю с соблюдением полярности и надежная работа устройства, обеспечивающего блокирование включения в сеть при неправильном подключении аккумуляторной батареи, имеет существенное значение для предотвращения аварийных режимов работы электрооборудования, а следовательно, и для исклю«,. чения.возможности возникновения пожара особо опасного в шахтных условиях.

Известно устройство диодной защиты, содержащее источник переменного тока, батарею и выпрямитель, один диод которого соединен с ис-точником переменного тока и батареей для подачи эаряцного тока на бата- . рею.Дополнительный диод, включенный параллельно выпрямляющей цепи и бата(5З) УДК 621. 335.224. .835(088.8) Однако в режиме заряда аккумуляторной батареи элементы устройства, нйсоднсь под йзм»еняющимся в процес се заряда напряжением, испытывают не»стабиль»ность "режйма, а в момент отключения аккумуляторной батареи от включенного в сеть зарядного вййрямителя, содержащего реакторные

"»»"" "э»Лем»ейты, возникающие прй этом перенапряжения приводят к выходу иэ строя управляемоro электрического вентиля, т.е. практически лишают зарядный выпрямитель устройства, выполняющего функцию, блокирования включения в сеть, Это при последующих возможных неправильных подключениях к нему аккумуляторной батареи может послужить причиной аварийной работы и возникновения пожара.

Целью изобретения является повышение безопасности обслуживания за"" ряд»но»г»о выйрямителя за счет повы шения надежности устройства.

Это достигается тем, что предложенное устройство снабжено узлом стабилйзации напряжения, состоящим йз» резистора, включеинбгб- последовательно между резисторным делителем ЙапРяж»ения"и положительным выходом зарядного выпрямителя, и двух встречно включенных стабилитронов, катод одного из которых подсоединен к общей точке упомянутых резистора и резйсторного делителя напряже-— ния, а катод другого - к отрицательному выходу зарядного выпрямителя.

Схема предложенного устройства приведена на чертеже.

Оно состоит иэ магйитного пускателя, включенного между питающей сетью переменного тока и зарядным выпрямителем 1 с входящими в него разъединителем 2, контактором 3, п»ром»еж»у»точны»-м реле пост»оянного то- ка 4, кнопками управления Вкл, и Отхл.™ и элехтрическим вентилем

5, в»ключенным последоватЫ ь»но "в их цепь. К шинам постоянного тоМа зарядного выпрямителя 1 с соблюдением полярн»»ости подключена аккуйуляторная батарея б, управляемый э»лек г- рический вентиль 7 подключен встречно-паралле»льно электрическому вентилю 5, причем его катод также соединен с подвижным- контактом резисторного делителя напряжения 8, Й управляющий электрод чеРез дополнительный электрический вентиль 9 соединен с первым неподвижным,кон " тактом" р»езибт»б1 ного делителя напряжения 8 и отрицательной шиной зарядного выпрямителя 1. Вторым непод-

-вижным контактом резисторный делитель напряжения 8 через последовательно включенный резистор 10 подключен к положительной шине эарядчого выпрямители 1. Два стабилитрона встречно-включенных между собою подсоединены катодом стабилитрона

675532 11 к общей точке резистора 10 и резисторного делителя напряжения 8, а катодом стабилитрана 12 — ко второму полюсу входной цепи, который в сваю очередь подсоединен к отрицательной шине зарядного выпрями5 теля 1.

Рабстает устройство для включения зарядного выпрямителя следующим о6разом.

При подключении аккумуляторной

IО батареи б к зарядному выпрямителю

1 обратной полярностью на катоде управляемого электрического вентиля 7 поддерживается отрицательный потенциал, а на управляющем электроде - положительный, что обеспечивает его открытое состояние. Следовательно, при включенном разъединителе

2 магнитного пускателя и нажатии кнопки Вкл, питание промежуточного реле постоянного тока 4 магнитного пускателя через электрический вентиль 5 и управляемый электрический вентиль 7 осуществляется переменным напряжением. При этом промежуточное реле постоянного тока 4 не включается, не допуская включения контактора 3 и зарядного выпрямителя 1 в сеть. При правильной по лярности подключения аккумуляторной батареи 6 к зарядному выпрямителю

1 последний беспрепятственно включается в сеть с помощью магнитного пускателя, так как включение разъединителя 2 обеспечивает подачу переменного напряжения в цепь управления магнитного пускателя и на его исполнительный элемент - промежуточное реле постоянного тока 4.Последнее после нажатия кнопки Вкл., т.е. Замыкания цепи питания его, 40 преобразованное с помощью электрического вентиля 5 однополупериодным выпрямленным напряжением, срабатывает, заьыкает цепь питания катушки контактора 3, что прйводит к замыка45 нию его силовых контактов. Управляемый электрический вентиль 7 при этом остается закрытым из-за подачи на его катод-управляющий электрод-сигнала напряжения обратной полярнос5 ти»

В режиме заряда аккумуляторной батареи б выпрямленное напряжение силовой цепи не обладает постоянст-! вом из-за колебаний напряжения питающей сети и физических процессов

55-пФи заряде, в результате чего управляемый электрический вентиль 7, дополнительный электрический вентиль

9 и резисторный делитель напряжения

8;работают в существенно нестабиль60 ном режиме. В момент же отключения аккумуляторной батареи 6 по окончании заряда от зарядного выпрямителя

1 (отключение, как правило, выполняется именно в такой последовательр ности, так как по условиям установки зарядный выпрямитель с комплектуе6755

32 6 кумуляторной батареи 6 к зарядному выпрямителю 1 аналогично с помощью стабилитрона 12 и резистора 10 обеспечивается подача стабилиэированного уровня напряжения к элементам 7, 8, 9. мыв„магнитным пускателем находятся на значительном расстоянии, до 150 м, а отключение его от сети производится затем автоматически с помощью известных средств защиты от работы на холостом ходу) эа счет наличия в зарядной цепи элементов индуктив ности наблюдаются перенапряжения, кратность и длительность которых приводят к пробою катод-управляющий электрод управляемого электрического вентиля 7. В результате при последующих возможных подключениях аккумуляторной батареи 6 к зарядному выпрямителю 1 неправильной, полярностью . включение зарядного выпрямителя 1 в сеть блокируется, 15 а следовательно возможны аварийные работы и пожар.

Назначение узла стабилизации напряжения входной цепи, состоящего из стабилитронов 11 и 12 и резистора 10, состоит в устранении существенных колебаний напряжений, прикладываемых через резисторный делитель напряжения 8 к дополнительному электрическому вентилю 9 и управляемому электроду-катоду управ ляемого электрического вентиля 7, а следовательно, в устранении выхода их из строя.

Стабилитрон 11, обладая определенным уровнем (порогом) пробоя, совместно с резистором 10 обеспечивает приложение напряжения стабильной величины к элементам 7, 8, 9, как во время зарядного цикла, так и в момент отключения аккумуляторной батареи 6 от зарядного выпрямителя

1. При неправильном подключении акСледовательно, дополнительное включение в схему элементов 10, 11 и 12, выполняющих в целом роль узла стабилизации напряжения обеспечива10 ет, в конечном итоге повышение надежФ ности устройства.

Формула изобретения

Устройство для включения зарядного выпрямителя по авт.св. 9 443796, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено узлом стабилизации напряжения, состоящим из резистора, включенного пэследовательно между резисторным делителем напряжения и положительным выходом зарядного выпрямителя, и двух встречно включенных стабилитронов, катод одного иэ которых подСоединен к общей точке упомянутых резистора и резисторного делителя напряжения, а катод другого - к отрицательному выходу зарядного выпрямителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ClJA 9 3241031, кл. 320-59, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР

9 443796, кл. Н 02 7 7/02, 1973.

ЗО

ЦдИИПИ Заказ 4324/46

Тираж 856 Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4