Сцепное устройство для канато-монорельсовой дороги
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬЕИТ ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ц 676486
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.77 (21) 2470921/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
В 61В 12/12
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет (53) УДК 625.578.7 (088.8) (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.79 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. Н. Феськов и С. Л. Акакиев (71) Заявитель Государственный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и проектный угольный институт (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАНАТ
МОНОРЕЛЪСОВОЙ ДОРОГИ
Изобретение относится к средствам транспортирования людей и грузов канатно-монорельсовыми дорогами, а именно к конструкции сцепных устройств.
Известно сцепное устройство для подвижного состава подвесных канатных дорог, состоящее из зажимающих канат неподвижной и подвижной губок. Подвижная губка выполнена в виде двуплечего рычага, который под действием пружины зажимает 10 канат относительно неподвижной губки (1).
Недостатком сцепного устройства является то, что его нельзя применить на канатномонорельсовой дороге, где используется тяговый канат в качестве привода грузовой 15 тележки, перемещаемой по монорельсу в связи с тем, что отсутствуют средства для компенсации погрешности взаимного расположения тягового каната и монорельса, а также при непрямолинейности каната и монорельса вдоль профиля транспортирования груза, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является сцепное устройство для канатно-монорельсовой дороги, содержащее зажим тягового каната с подвижной и неподвижной губками, установленными на держателе, имеющем две степени свободы в плоскости, перпендикулярной к монорельсу (2).
Недостатком такой конструкции является ненадежное соединение губок с тяговым канатом.
Целью изобретения является повышение надежности сцепного устройства.
Достигается это тем, что держатель снабжен подпружиненным ползуном, соединенным с подвижной губкой посредством поворотных рычагов с радиальными пазами и тяг, каждая ось которых установлена в радиальном пазу каждого рычага, а ось поворота рычагов относительно подвижной губки снабжена кулачком эксцентрикового типа, взаимодействующим с держателем губок, причем тяги с рычагами соединены между собой шарнирами.
На фиг. 1 изображено сцепное устройство с зажатым между губками канатом; на фиг.
2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг, 3— сцепное устройство с раскрытыми губками; на фиг, 4 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг.
5 — то же, при раскрытых губках.
Сцепное устройство для присоединения грузовой тележки 1, установленной на монорельсе 2, к тяговому канату 3 включает зажимное устройство, выполненное в виде губок 4 и 5 подвижной и неподвижной на
676486
40
3 держателе б, имеющем две степени свободы и выполненным телескопическим и поворотным в плоскости, перпендикулярной монорельсу 2. Телескопичность и поворотность держателя 6 позволяет компенсировать погрешности взаимного расположения каната 3 и монорельса 2 и обеспечить плавность прохода сцепного устройства по роликам 7.
Губка 4 через рычаги 8 закреплена поворотно на оси 9. Рычаги 8 дополнительно соединены с тягами 10, имеющими шарнирную связь 11 с радиальным пазом 12 рычагов 8 и шарнирную связь 13 с ползуном
14, установленным на держателе 6. Ползун
14 воспринимает действие пружины 15, которая зафиксирована упором 16. На оси 17 поворота рычагов 8 относительно губки 4 укреплен кулачок 18 эксцентрикового типа, взаимодействующий с держателем 6, Губка
4 под воздействием кулачка 18 может поворачиваться относительно оси 9, тем самым зажимая или открывая губки сцепного устройства относительно каната 3.
В случае необходимости доставки грузов тележку 1 присоединяют к канату 3 при помощи сцепного устройства следующим образом.
Канат 3 помещают между подвижной и неподвижной губками 4 и 5. Затем поворачивают ось 17, одновременно поворачивая кулачок 18 эксцентрикового типа и рычаги
8. Рычаги 8, поворачиваясь, перемещают связь 11 по дуге вправо относительно центра оси 17. Как только осевая линия 19 тяг
10 пересечет центр оси 17, пружина 15 через ползун 14 и тяги 10 автоматически повернет рычаги 8 и переведет связь 11 в правое крайнее положение пазов 12, увеличив этим плечо рычагов 8, а отсюда и момент, поворачивающий кулачок 18.
Кулачок 18, поворачиваясь на оси 17, поворачивает губку 4 относительно оси 9, охватывая вначале последней канат 3, а затем зажимает канат, дополнительно увеличив момент затяжки за счет своей эксцентрической поверхности.
В случае необходимости доставки людей тележку 1 отсоединяют от тягового каната при помощи сцепного устройства следующим образом.
Ось 17 поворачивают против часовой стрелки (см. фиг. 1), одновременно поворачивая рычаги 8 пазами 12 вверх. При этом пружина 15 через ползун 14 и тяги 10 переводит связь 11 в крайнее левое положение пазов 12, уменьшая плечо рычагов 8, а тем самым и момент, необходимый для поворота оси 17. Как только линия 19 тяг 10 пересечет центр оси 17, пружина 15 автоматически через ползун 14 и тяги 10 повернет рычаги 8 в левое крайнее положение (см. фиг. 3). Одновременно с рычагами 8 поворачивается кулачок 18, первоначально освобождая канат от зажатия эксцентрической поверхностью, затем ложится своей гранью 20 на держатель 6 (см. фиг. 5), дав возможность подпружиненным тягам повернуть губку 4 в крайнее положение, таким образом раскрыв губки 4 и 5 сцепного устройства (см. фиг. 3, 5).
Таким образом, сцепное устройство позволяет обеспечить значительное усилие зажатия тягового каната при сравнительно небольших габаритах, что особенно важно при использовании канатно-монорельсовых дорог для доставки грузов в наклонных выр а б от к ах ш ахт.
Формула изобретения
Сцепное устройство для канатно-монорельсовой дороги, содержащее зажим тягового каната с подвижной и неподвижной губками, установленными на держателе, имеющем две степени свободы в плоскости, перпендикулярной к монорельсу, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности сцепного устройства, держатель снабжен подпружиненным ползуном, соединенным с подвижной губкой посредством поворотных рычагов с радиальными пазами и тяг, каждая ось которых установлена в радиальном пазу каждого рычага, а ось поворота рычагов относительно подвижной губки снабжена кулачком эксцентрикового типа, взаимодействующим с держателем губок, причем тяги с рычагами соединены между собой шарнирами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 275099, кл. В 61В 12/12, 1970.
2. Заявка № 1979740/22-03, кл. Е 21F
13/02, 1976, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.
676486
Редактор Т. Пилипенко
Заказ 1543/14 Изд. № 426 Тираж 591 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Ю. Борисов
Техред А. Камышникова
Корректоры: А, Галахова и Е. Хмелева