Якорное устройство с вываливающейся якорь-балкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТИПЬСТВУ (и) 676490
Савв Советских
СЧ4Юоистииескик
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 164210 (22) Заявлено 05.05.77 (21) 2483699/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.
В 63В 21/22
Государственный комитет (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (53) УДК 629.12.015.,64 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) дата опубликования описания 30.07.79 (72) Автор изобретения
В, И. Ковтун (71) Заявитель (54) ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО С ВЫВАЛИВАЮЩЕЙСЯ
ЯКОРЬ-БАЛКОЙ
Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству с вываливающейся якорь-балкой.
Известно якорное устройство с вываливающейся якорь-балкой и захватным приспособлением, осуществляющим подхват якоря в процессе укладки его в положение попоходному и высвобождение якоря в процессе отдачи, снабженное стопором, осуществляющим автоматическую остановку 10 подъема якоря при достижении им положения по-походному и дистанционную отдачу якоря, причем захватное приспособление выполнено в виде неподвижно укрепленного на якорь-балке вилочного захвата, с помощью которого якорь подхватывается за нижнюю поверхность выступов скобы, имеющей скос, который при завершении подъема якоря взаимодействует с направляющим скосом на блоке с карданной подвеской, смонтированной в ноке якорьбалки, осуществляя разворот якоря, необходимый для установки его в положение по-походному.
Недостатком известного якорного устройства является то, что при выбирании якорный трос, который за пределами судна отклонен вправо или влево от диаметральной плоскости, изламывается на блоке карданной подвески и повреждается. Такой gp недостаток имеет место вследствие того, что блок смонтирован непосредственно на карданной подвеске, которая обеспечивает качание блока только в двух взаимно перпендикулярных плоскостях — вдоль и поперек судна и не обеспечивает самоустановку блока в плоскости сбегающей и набегающей ветвей якорного троса.
Цель изобретения — увеличение срока службы якорного троса.
Для этого блок якорного устройства снабжен водилом, взаимодействующим с якорным тросом, причем водило установлено на блоке шарнирно с носовой стороны блока, а в верхней части блока выполнена цилиндрическая шейка, при помощи которой блок шарнирно связан с карданной подвеской якорь-балки.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 1.
На палубе кормовой части судна 1 шарнирно установлена якорь-балка 2 Н-образной формы, на которой жестко закреплены вилочный захват 3 и зацеп 4, взаимодействующий со стопором 5, смонтированным на носовом упоре 6 якорь-балки. В ноке якорябалки 2 смонтирована карданная подвеска
7, к нижней оси которой при помощи ци676490 линдрической шейки 8 шарнирно подвешен блок 9 карданной подвески.
Якорный трос 10 от барабана лебедки проходит через обойму 11 водила 12, шарнирно смонтированного на блоке 9 карданной подвески, и через блок — к скобе 13, на которой закреплен якорь 14. На скобе
13 имеются выступы 15, за которые вилочный захват 3 подхватывает якорь для установки его в положение по-походному. Блок
9 снабжен упором 16 с направляющим скосом, взаимодействующим со скосом скобы
13 для разворота якоря 14 так, чтобы плоскость его лап была перпендикулярна диаметральной плоскости судна.
Якорь-балка в рабочем положении (сплошные линии) опирается на кормовой упор 17, а в положении по-походному— на упор 6, на котором укреплен направляющий блок 18 якорного троса. Для выключения лебедки при установке якоря-балки
2 в положение по-походному служит конечный BbIключатель 19.
Подъем якоря осуществляется следующим образом.
Под действием усилия от лебедки трос
10 выбирается, при этом блок 9 на оси подвески 7 устанавливается по равнодействующей усилия в тросе, а под воздействием водила 12 поворачивается на шейке 8, устанавливаясь в плоскости сбегающей (идущей на лебедку) и набегающей (идущей к якорю) ветвей троса. Этим обеспечивается постоянное нахождение троса в канавке блока, исключается излом и повреждение троса. При дальнейшем выбирании троса якорь 14 вместе со скобой 13 поднимается к блоку 9 карданной подвески. При этом скосы скобы 13 взаимодействуют со скосами упора 16, и якорь разворачивается в такое положение; при котором плоскость его лап будет перпендикулярна диамет5 ральной плоскости судна.
В дальнейшем якорь-балка 2 поднимается с упоров 17 и устанавливается в положение по-походному, т. е. опускается на упор 6, при этом захват 3 подходит под выlp ступы 15 скобы 13, а зацеп 4 контактирует со стопором 5, который запирает якорьбалку 2 на упоре 6 в положение по-походному.
Для отдачи якоря включаются якорная д лебедка и дистанционно управляемый стопор, в конструкции которого применен, например, электромагнит C подвижным сердечником. Зацеп 4 выходит из зацепления со стопором 5. Якорь-балка под действием собственной массы нажимает выступами
15 скобы 13 на захват 3 якоря-балки, которая начинает поворачиваться. Выступы
15 освобождаются от захвата 3, и при дальнейшем повороте якорь-балка 2 опускается на упор 17, а якорь травится на грунт.
Формула изобретения
Якорное устройство с вываливающейся якорь-балкой по авт. св. № 164210, отл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения срока службы якорного троса, блок снабжен водилом, взаимодействующим с якорным тросом, причем водило установлено на блоке шарнирно с носовой стороны блока, а в верхней части блока выполнена цилиндрическая шейка, при помощи которой блок шарнирно связан с карданной подвеской якорь-балки.
Составитель Л. Лапенко
Техред А. Камышникова
Редактор Т. Горячева
Корректор А. Галахова
Заказ 1544/5 Изд. № 432 Тираж 521 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2