Многоскоростная грузовая лебедка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (i676542

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.05.77 (21) 2486135/29-11 с присоединением заяаии № (51) М. Кл.2

В 66D 1/24

Государственный комитет (23) П

Приоритет (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.79 (53) УДК 621.866 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. А. Посошин, Ю. Х. Урманцев, В. Н. Дутов и Л. Н. Егоров (71) Заявитель Центральное конструкторское бюро «Строймаш» (54) МНОГОСКОРОСТНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА

Изобретение относится к области грузоподъемных механизмов, в частности к конструкции грузовых лебедок грузоподъемных кранов, и может быть использовано также в механизмах, где требуется переключение зубчатых передач при заторможенном промежуточном или ведомом вале.

Известна многоскоростная грузовая лебедка, содержащая привод, многоступенча= тый редуктор, снабженный переключаемым блоком: шестерен с механизмом коррекции его положения, канатный барабан и тормоз,(1).

К недостаткам такой лебедки относится сложность механизма коррекции и также невысокая надежность из-за наличия муфты предельного момента и необходимости в сложной системе блокировки.

Разброс во времени срабатывания блокирующих элементов приводит к нечеткому срабатыванию механизма и в некоторых случаях к выходу его из строя.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повьппение надежкостимногоскоростной лебедки.

Для этого механизм коррекции содержит установленные параллельно переключае мым ступеням вспомогательные зубчатые колеса, находящиеся в постоянном зацеплении с основными зубчатыми колесами переключаемых ступеней передач и выполненные с геометрическими характеристиками зацепления, тождественными соответствующим ступеням передач, причем вспомогательные зубчатые колеса установлены свободно при вращении на валу и выполнены с направляющими отверстиями, а на торцах пер|еключаемого блока шестерензакреплены фиксирующие элементы, сопряга1О емые с отверстиями вспомогательных зубчатых колес.

Кроме того, фиксирующие элементы выполнены в виде штырей, закрепленных на блоке шестерен посредством подпружи-

15 ненных рычагов.

Кроме того, концы штырей снабжены роликами, а перед направляющими отверстиями вспомогательных зубчатых колес выполнены скосы, взаимодействующие при

20 перекл ючении с указанными роликами.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемой лебедки; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 2.

25 Лебедка приводится от электродвигателя

1, который муфтой 2 соединен с быстроходным валом 3 редуктора.

На быстроходном валу на скользящей шпанке или шлицевом соединении установ30 лен переключаемый блок 4 пестерен, об67654

3 разованный шестерней 5 первой ступени и шестерней 6 второй ступени, которые образуют зубчатые пары соответственно с зубчатыми колесами 7 и 8 промежуточного вала. На промежуточном валу закреплены также шкив тормоза 9 и шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом тихоходного вала, соединенного с канатами ба ра баиов 10.

Редуктор имеет механизм коррекции положения переключаемого блока шестерен.

На быстроходном валу с фиксацией в осевом направлении и свободно при вращении установлены вспомогательные зубчатые колеса, 11 и 12. Колесо 11 имеет геометрию, тождественную шестерне 5, и находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 7. Колесо 12 имеет геометрию, тождественную шестерне б, и находится в постоянном зацеплении с зубчатым кол есом 8.

В колесах 11 и 12 выполнены направляющие элементы в виде отверстий 13 и двусторонние скосы 14. Скосьг 14 выполнены понижающимися от средней точки к отверстиям 13.

На торцах переключаемого блока, 4 шестерен на рычагах 15 закреплены штыри 16.

На концах штырей установлены ролики 17, Рычаги 15 подпружинены пружинами 18 и взаимодействуют с упорами 19.

Геометрические оси штырей 16 и отверстий 13 расположены на одинаковом расстоянии от геометрической оси вала 3 и имеют тождественное расположение по отношению к элементам соответствующего =2цепления.

Шаг центров отверстий 13 должен быть кратным шагу зубьев соответствующей шестерни блока.

Если по условиям эксплуатации время переключения достаточно велико, то отверстие и двусторонний скос могут быть выполнены по одному на, каждом из вспомогательных колес.

При рабете лебедки вращение от двигателя 1 через муфту 2 передается быстроходному валу 3.

Далее вращение передается или через шестерню 6 переключаемого блока 4 шестерен зубчатому колесу 8 промежуточного вала или через шестерню 5 зубчатому колесу 7. Через последнюю ступень приводится тихоходный вал и канатный барабан 10;

При переключении с одной скорости на другую электродвигатель 1 останавливается, и промежуточный вал затормаживается тормозом 9.

Выводят из зацепления одну из шестерен переключаемого блока, 4 и вводят другую.

Если положение зубьев вводимой в зацепление шестерни блока не соответствует впадинам зубчатого колеса промежуточно15

2

ro вала, то ролик 17 штыря 16 начинает взаимодействовать с винтовым. скосом 14.

Под действием осевого усилия, прикладьгваемого к блоку 4 при переключении, ролик 17 перемещается по скосу и разворачивает блок. Достигая отверстия 13, ролик17 и штырь 16 входят в отв ерстие 13. Так как вспомогательные зубчатые колеса 11 и 12 имеют геометрию зацепления, аналогичную шестерням блока 4, а отверстия 13 и штыри 16 расположены| аналогично к элементам зубьев, то обеспечивается необходимое направление при вводе соответствующей шестерни блока 4 в зацепление с его зубчатым колесом на промежуточном валу.

Если ролик 17 попадает на ребро скоса

14, то осевое усилие отжимает пружину18.

Штырь 16 поворачивается на рычаге 15 и сходит с ребра на поверхность скоса, после чего происходит перемещение ролика 17 по скосу. 14 и разворот блока.

Повороту штыря в обратном направлении препятствует упор 19.

После переключения блока тормоз 9 растормаживается, включается электродвигатель 1, и подъем или спуск груза осуществляют с измененной скоростью.

Механизм коррекции предложенной лебедки имеет более простую конструкцию, не требует сложной системы блокировки и обеспечивает высокую надежность работы.

Формула изобретения

1. Многоскоростная грузовая лебедка, содержащая привод, многоступенчатый редуктор, снабженный переключаемым блоком шестерен с механизмом коррекции его положения, канатный барабан и тормоз, отличающаяся.тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, механизм коррекции содержит установленные параллельно переключаемым ступеням вспомогательные зубчатые колеса, находящиеся в постоянном зацеплении с основными зубчатыми колесами переключаемых ступеней передач и выполненные с геометрическими характеристиками зацепления, тождественными соответствующим ступеням передач, причем вспомогательные зубчатые колеса установлены свободно при вращении на валу и выполнены с направляющими отверстиями, а на торцах переключаемого блока шестерен закреплены фиксирующие элементы, сопрягаемые с отверстиями вспомогательных зубчатых колес.

2. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что фиксирующие элементы выполнены в виде штырей, закрепленных на блоке шестер|ен посредством подпружиненных рычагов.

3. Лебедка по пп. 1 и 2, отл ич а.ю ща яся тем, что концы штырей снабжены роликами, а перед направляющими отверстиями вспомогательных зубчатых колес выполнены скосы, взаимодействующие при переключении с указанными роликами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 512032, кл. В 60К 23/06, 1976.

676542

7иг, Z

Составитель Н. Тютюнников

Техред А. Камышникова Корректор Л. Брахнина

Редактор Т. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1547/12 Изд. № 423 Тираж 992 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета, СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5