Контактное устройство для подачи позывных и сигналов пеленгования при вождении самолетов по радио

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 21а4, 48»

21с, 43

¹ 67661

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

П. В. Кобин

КОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ПОЗЫВНЫХ

И СИГНАЛОВ ПЕЛЕНГОВАНИЯ ПРИ ВО)КДЕНИИ САМОЛЕТОВ

ПО РАДИО

Заявлено 27 сентября 1944 г. за № 588 334789 в Народный Комиссариат электропромышленности СССР

Существующие приборы для подачи позывных и сигналов пеленгования при вождении самолетов по радио обладают рядом существенных эксплуатационных недостатков.

Кроме эксплуатационных недостатков, существующие аппараты имеют и другие отрицательные .показатели.; конструктивную сложность, большую производственную трудоемкость и сравнительно высокую стоимость.

Предметом данного изобретения является контактное устройство для подачи позывных и сигналов пеленгования, при разработке которого ставилась цель устранить существующие недостатки в подобных устройствах.

В предлагаемом устройстве для коммутации электрических цепей на передачу позывных и сигналов применен один и тот же ключ упрощенной конструкции и не требующий его синхронной регулировки.

Сложный буквенный шрифт заменен винтами из длины двух размеров, которые условно представляют комплект точек и тире. Этим обеспечивается набор позывных из букв и цифр по отдельности и смешанно.

Чтобы исключить дробление радиопосылок, сохранена полная неподвижность контактов ключа. Непосредственное управление работой ключа производит прерыватель — подпружиненный упор в виде пластинки с коротким для точек и длинным для тире плечами и с зубом, скользящим по кулачку шестерни длительного тире и западающим в углубление кулачка за плечи пластинки для обеспечения возможности зацепления штифтов цифрового кода в период отсутствия подачи длительного тире. № 67661

Для расширения тактических возмо>кностей предусматривается набор действующего и запасного позывных до начала работы на двух отдельных дисках.

Для предохранения винтов — знаков от износа и предупреждения разрегулировки ключа диск с набранным позывным в процессе подачи сигнала вращается вхолостую, т. е, без нагрузки. Это одновременно представляет возмо>кность быстро заменять действующий поз>явной на запасной без нарушения цикла работы, маскируя таким образом маячную радиостанцию.

Так как механизм работает только в момент подачи позывных, представляя при--этом. небольшую нагрузку, стало возможным применить для его вращения мотор с мощностью до 6 вт.

Подобное выполнение устройства,, по утверждению изобретателя, дает четкую подачу позывных и исключает необходимость их частой передачи-с повторением, предоставляя максимум времени для контроля курса движения самолета.

Во избежание обгорания контактов ключа и возможности непосредственного контролирования этим ключом цепей передатчиков, не имеющих манипуляционных реле,. для воздействия на прерыватель применена латунная шестерня с быстрым толчкообразным вращением.

Устройство: позволяет производить работу двумя видами — минутным или полуминутным циклами., 1. Минутный цикл — 53 сек. сигнал (длительное тире для пеленгования) и 6 сек. позывной, состоящий из двух букв или цифр, с передачей два раза. Затем цикл пОвторяется.

2. Полуминутный цикл — 26,5 сек. сигнал, 3 сек. позывной, состоящий из двух букв или цифр, в один раз. Затем цикл повторяется.

Время, дополняющее минутный и полуминутный циклы, является паузами, равномерно распределенными до и после подачи позывных.

Так как продолжительность подачи позывных зависит от количества входящих в них- точек и тире (азбука Морзе), то величина пауз колеблется.

Скорость подачи позывных при минутном и полуминутном циклах одинакова и лежит в пределах 40 — 50 знаков в минуту, в зависимости от скорости мотора устройства.

Набор позывных возможен из букв или цифр и может производиться заранее до работы на запасном диске. Кроме того, предусмотрена смена позывных во время работы, не прерывая процесса подачи сигнала.

Переход с минутного цикла на полуминутный и наоборот осуществляется в течение 1 — 2 мин.

Изложенное поясняется черте>ками. На фиг. 1 и 2 изобра>кено предлагаемое. устройство в двух проекциях: на фиг. 3 — фиксатор; на фиг. 4 — вид сверху. (по фиг. 1) на диск со штифтами и прерыватель —. подпружиненный упор; на фиг. 5 — вид сзади (по фиг. 1) на диск, шестерню длительного тире, прерыватель и ключ.

Мотор постоянного тока (на чертеже не показан) мощность до 6 вт, вращает ось 1, на конце которой жестко закреплен червяк 2, сцепленный с текстолитовой шестерней 8 механизма ключа, изображенного на фиг. 1 и 2.

Механизм ключа предназначен для автоматического управления работой ключа и представляет собой отдельный узел (фиг. 1 и 2),. собранный на железном угловом кронштейне 4.

Ключ-коммутатор предназначен для коммутации электрических цепей передатчика и состоит из трех бронзовых пластин 5 с серебря№ 67661 ными контактами 6, набранных на двух эбонитовых втулках 7, через которые проходят винты 8 и 9 крепления ключа к горизонтальной плоскости кронштейна. Между пластинами проложены гетинаксовые прокладки 10.

На выступающем конце средней пластины укреплен винт — толкатель 11 с изоляционной косточкой 12 для упора в прерыватель.

Прерыватель служит для перемыкания контактов ключа. В прерывателе пластинка И укреплена на пружине 14, которая крепится винтами 8, 9 ключа на горизонтальной части кронштейна 4. Пластинка 18 представляет собой упор для кулачка шестерни 17 длительного тире и снабжена двумя плечами (фиг. 4): коротким 18 для точек и длинным 19 для тире, а также зубом 20 для упора в шестерню длительного тире, Шестерня 17 длительного тире служит для отжатия прерывателя вниз на замыкание ключа (положение на фиг. 1) при подаче сигнала для пеленгования и представляет собой латунное кольцо с наружным буртиком (кулачком). На кольце нарезано 20 зубьев для сцепления с главной осью. В буртике сделана выемка 21 (фиг. 3) для западания зуба 20 пластины И.

Шестерня 17 надевается на ось 22, неподвижно укрепленную на передней вертикальной плоскости кронштейна 4. Зубья шестерни снизу упираются в фиксатор 28.

Фиксатор 28 (фиг. 3) служит для предотвращения самопроизвольного прокручивания шестерни 17 длительного тире и представляет собой плоскую пружину, укрепленную на горизонтальной части кронштейна 4.

Главная ось 24 (фиг. 2) выполнена в виде валика, подшипник 25 которого укреплен над шестерней 17 длительного тире. На одном конце валика нарезана резьба и помещен штифт для жесткого укрепления текстолитовой шестерни 8 сцепления с мотором. Ближе к противоположному концу имеется утолщенный венчик, в котором закреплен штифт 26 сцепления с шестерней 17 длительного тире и диском 27 позывных. На венчике в диаметрально противоположной штифту 26 точке находится нарезное отверстие для второго штифта 28 (используемого при полуминутном цикле). Самый конец валика имеет резьбу и фасонную гайку 29 для закрепления диска 27 позывных.

На вертикальной передней и боковой плоскостях кронштейна 4 размещено по два нарезных отверстия для закрепления крышки кожуха механизма ключа, а на горизонтальной плоскости †три проходных отверстия для крепления всего узла к основанию.

Кожух механизма ключа предназначается для предохранения от загрязнения механизма и размещения клемм питания мотора (сбоку) и колодки выхода прбводов от ключа (спереди). Кожух представляет собой металлическую коробку, прикрепленную снизу двумя винтами к основанию и спереди двумя винтами к кронштейну механизма ключа.

Диск 27 для набора позывных имеет: центральное отверстие для насадки на главную ось 24, отверстие малого диаметра для вмещения штифта 26, крепящего. его от проворачивания на оси, и 18:нарезных радиально расположенных (через 18 ) отверстий для ввертывания в них винтов — знаков точки 15 и тире 16.

Винты 15 и 16 знаков представляют собой условно точки и,тире для набора нужных позывных азбукой Морзе и изготовляются из латуни разными по длине и по цвету: винт 15 короткий белый.— точка, винт 16 длинный желтый — тире. № 67661

Будучи ввернутыми в диск 27, эти винты выступают на разную длину с внутренней стороны диска и дают соответствующие сигналы (фиг. 4).

Контактное устройство работает следующим образом.

Мотор с помощью червяка 2 и текстолитовой шестерни 8 на главной оси 24 вращает последнюю вместе с диском 27 позывных. Вращение от главной оси с помощью штифта 2б, помещенного на венчике,. с замедлением в двадцать раз передается шестерне 17 длительного тире.

Снизу по кулачку шестерни 17 скользит скошенный зуб 20 (фиг. 4) пластинки 18 и в таком положении держит замкнутым ключ (фиг. 1) до тех пор, пока шестерня 17 не повернется выемкой 21 (фиг, 3) вниз; тогда зуб 20 впадает в выемку 21, а сама пластинка 18 под действием пружины 14 поднимается вверх и ключ размыкается.

В это время винты 80 и 81 знаков своими выступающими (с внутренней стороны диска) концами нажимают поочередно на плечи 18 и

19 пластинки 18, опускают ее вниз и замыкают таким образом ключ в том порядке, в каком они установлены на диске 27, т. е. винты 15, которые выступают на 2 м и, скользят по короткому плечу 18 и держат ключ нажатым недолго, отчего сигнал получается коротким — равным точке, а винты 1б, выступающие на 4 мм, скользят по длинному плечу

19 и держат ключ нажатым больший промежуток времени, отчего сигнал получается продолжительным — равным тире.

Как только выемка 21 (фиг. 3) шестерни 17 длительного тире пройдет зуб 20 (фиг. 4), пластина 18 с помощью скоса 80 (фиг. 5) отжимается вниз, замыкает ключ и удаляется от винтов — знаков 15, 1б диска 27, предоставляя им свободный проход. Таким образом, пока зуб 20 находится в выемке 21 шестерни длительного тире, передаются позывные азбукой Морзе. Когда же зуб 20 выйдет из выемки 21 и скользит по кулачку шестерни 17, подается длительное тире для пеленгования. (Вращение диска в это время происходит вхолостую).

При наборе позывных следует руководствоваться нижеследующим:

1) знак тире — длинный винт желтого цвета;

2) знак точки — короткий винт белого цвета;

3) ввертывание винтов (знаков точек и тире) производится с лицевой стороны диска 27, начиная слева направо, т. е, по часовой стрелке от широкого промежутка;

4) после каждого ввернутого знака тире соседнее правое отверстие оставляется свободным, т. е. если установлен знак тире, то следующий знак (безразлично, точка или тире) устанавливается через одно отверстие;

5) после каждого знака точки следующий знак устанавливается в следующее отверстие;

6) между буквами и цифрами, оканчивающимися точкой, пропускается одно отверстие справа. Между буквами или цифрами, оканчивающимися тире, пропускается два отверстия справа;

7) смена позывных без перерыва цикла подачи производится путем замены диска 27 на другой (запасной) диск с заранее набранными новыми позывными. Замена производится немедленно после того, как кончается подача позывного, т. е. во время подачи длительного тире для пеленгования;

8) переход с минутного цикла на полуминутный и наоборот осуществляется с помощью дополнительного штифта 28, ввертываемого в венчик главной оси. Ввертывание винта — штифта 28 для работы полуминутным циклом производится при выключенном моторе в тот момент, когда закрепленный в главной оси штифт 2б войдет в зацеп№ 6766I ление с шестерней 17 длительного тире и повернет ее на начало подачи длительного тире для пеленгования;

9) переход с полуминутного цикла на минутный производится также при выключенном моторе, но может быть сделан в любой момент подачи длительного тире для пеленгования путем удаления винта — штифта 28;

10) при применении штифта 28 для работы полуминутным циклом передача позывных происходит без повторения, т. е. один раз. При этом имеется возможность производить передачу выбранных на диске знаков позывного слева направо (если штифт 28 установлен во время начала подачи сигнала) и справа налево (если штифт 28 сам производит поворот шестерни 17 на начало подачи сигнала).

Таким образом, при, известной комбинации установленных знаков на действующем и запасном дисках может быть получено четыре разных позывных. Например, на диске 1 набраны буквы «ДЛ» (штифт 28 установлен во время начала подачи сигнала) — будет воспроизводиться «ДЛ». Не меняя набора на диске и самого диска, но путем перестановки штифта 28 для производства поворота шестерни 17 на начало подачи сигнала или путем умышленного поворота этой шестерни на одно фиксированное положение будет воспроизводиться «ЛД».

Предмет изобретения

1. Контактное устройство для подачи позывных и сигналовпеленгования при вождении самолетов по радио с применением кулачкового механизма для привода ключа, служащего для коммутации электрических цепей радиопередатчика, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что для передачи движения к среднему контакту ключа как от кулачка шестерни длительного тире, так и от имеющих разную длину переставных штифтов, устанавливаемых в отверстия диска и обеспечивающих подачу цифрового кода позывных, применен подпружиненный упор в виде пластинки с коротким для точек и длинным для тире плечами и с зубом, скользящим по кулачку шестерни при подаче длительного тире и западающим в углубление кулачка для обеспечения возможности зацепления штифтов и за плечи пластинки в период отсутствия подачи длительного тире.

2. Устройство по п. 1, отлич ающееся тем, что для периодического поворачивания шестерни при непрерывном вращении диска применены устанавливаемые в этом диске постоянный и сменный штифты.

3. Устройство по п, 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что шестерня снабжена фиксатором, предотвращающим самопроизвольное проворачивание шестерни, но обеспечивающим возможность принудительного поворота ее на одно фиксированное положение для изменения сигнала.