Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i и 676 777
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Соии Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.01.77 (21) 2445026/25-27 (51) М. Кл.
F 16D 7/06 с присоединением заявки №
Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.79 (53) УДК 621.825.5 (088.8) ио делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения С. В. Дзюба, Л. Д. Яцко, Е. М. Березский и В. В. Кирса (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для передачи заданного крутящего момента в механизмах приборов и машин, находящихся в жестких механических и климатиче- 5 ских условиях.
Известны устройства для передачи заданного крутящего момента, состоящие из ведущей и ведомой части и упругого регулятора момента, выполненного в виде фрик- 1р ционного кольца (1).
Основным недостатком этого устройства является нестабильность передаваемого крутящего момента в зависимости от климатических условий эксплуатации. 15
Известна сцепная предохранительная муфта, состоящая из ведущей и ведомой полумуфт, входящих между собой во взаимодействие посредством шариков, расположенных в ведущей и ведомой полумуфтах, причем шарики, расположенные в ведомой полумуфте имеют больший диаметр и расположены так, что взаимодействуют одновременно с обоими рядами шариков ведущей полумуфты (21.
Недостатком этой муфты является низкая стабильность передаваемого крутящего момента, так как за счет проскакивания шариков одного ряда относительно другого в ней не допускается проворота ведомой ЗО полумуфты относительно ведущей при сохранении передаваемого момента.
Целью изобретения является повышение стабильности передаваемого момента.
Для этого в предлагаемой предохранительной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфту, тела качения и прижимное устройство, ведомая полумуфта выполнена в виде пары соосно расположенных дисков, между которыми расположены в два ряда тела качения, а ведущая полумуфта выполнена в виде водила, один конец которого расположен соосно дискам, а другой снабжен подшипником со сферической обоймой, контактирующей с двумя телами качения одного из рядов, при этом диаметры сферической обоймы и тел качения равны между собой.
На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта, разрез; на фиг. 2 — развертка муфты по оси канавок, Предохранительная муфта содержит диски 1 и 2, на торцах которых имеются канавки 3 и 4.
Диск 2 имеет возможность осевого перемещения по валу 5 на шпонке 6. На валу 5 находится подшипник 7 с водилом 8, на котором расположен подшипник 9 со сферической обоймой 10, Обойма 10 находится в контакте с канавкой 4 и двумя сосед676777 ними шариками 11 нижнего ряда, размещенными в канавке 3. Возможность соприкосновения шариков 11 исключается наличием шариков 12 верхнего ряда, размещенных в канавке 4. К диску 2 посредством гайки 13 прижата компенсационная плоскал пружина 14, снимающая ряды шариков 11 и 12.
Муфта работает следующим образом.
Роль ведущего звена в данной муфте выполняет водило 8, а ведомая часть состоит из дисков 1 и 2 с двумя рядами шариков
11 и 12. При вращении водила 8 сила, возникающая на обойме 10, раскладывается па составляющие, одна из которых сообщасг движение ближайшему в направлении воащения шарику 11, другая распирает д: ски 1 и 2, увлекая их за собой.
В свою очередь сила на шарике 11 нижнего ряда раскладывается на составляющие, одна из которых сообщает движение ближайшему в направлении вращения шарику 12 верхнего ряда, а другая распирает диски 1 и 2, увлекая их за собой и т. д.
Таким образом, за счет разложения на каждом из шариков силы, сообщаемой водилом 8, и получаемого низкого КПД трения качения, находящегося в прямой зависимости от силы воздействия пружины 14, сжимающей два диска 1 и 2, каждый из шариков увлекает за собой один из дисков своего ряда. Степень сжатия пружины 14 регулируется гайкой 13. Благодаря тому что диски 1 и 2 не имеют степени свободы один относительно другого разложенные силы суммируются, и на ведомой части муфты возникает крутящий момент, величина которого регулируется с помощью пружины 14. В случае, если момент, приложенный к водилу 8, превышает заданный, то сила, прикладываемая к шарикам, оказывается больше силы трения качения с учетом низкого КПД и шарики, а вместе с ними и водило со сферической обоймой
5 начинают вращаться относительно дисков
1 и 2, сохраняя на ведомой части муфты и, следовательно, на валу о постоянный крутящий момент.
Использование предлагаемого изобрете>О ния обеспечивает по сравнению с существующими устройствами стабильность передачи крутящего момента, а также значительно увеличивает срок службы муфты.
Муфта может применяться во всех отрас15 лях народного хозяйства, где требуется передача заданного крутящего момента.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержа2О щая ведущую и ведомую полумуфты, тела качения и прижимное устройство, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения стабильности передаваемого момента, ведомая полумуфта выполнена в виде пары со25 осно расположенных дисков, между которыми расположены в два ряда тела качения, а ведущая полумуфта выполнена в виде водила, один конец которого расположен соосно дискам, а другой снабжен подgp шипником со сферической обоймой, контактирующей с двумя телами качения одного из рядов, при этом диаметры сферической обоймы и тел качения равны между собой, 35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Ко 421036, кл. G 11В 15/18, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
40 М 188803, кл. F 16D 7/06, 1964.
676777
Ю 7д
Составитель И. Антипова
Техред Н. Строганова Корректор Р. Беркович
Редактор О. Юркова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1539/6 Изд. № 428 Тираж 1139 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5