Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАЙИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

11ц 676 78

Союз Советских

Социалистических

Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М.K..

F 16D 25/062

В 60К 17/02 (22) Заявлено 07.02.69 (21) 1302301/25-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30,07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.79

Государственный комитет (53) УДК 629.119-578-522 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. А. Кошелев (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (54) ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА

С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к области автотракторостроения, в частности к фрикционным многодисковым муфтам с гидравлическим управлением для коробок передач, например автомобилей. 5

Известна фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением, содержащая корпус, внутри которого установлен с возможностью осевого перемещения поршень со сквозными отверстиями, 1р выполненными против нажимного диска, комплекты ведущих и ведомых фрикционных дисков, нажимной диск, упругий элемент, установленный между нажимным диском и поршнем, и возвратные пружины (1). 15

Недостатком известной муфты является то, что темп нарастания передаваемого крутящего момента является нерегулируемым, а время холостого хода поршня — 2p большим из-за слива рабочей жидкости в этот период через открытые отверстия в поршне.

Цель изобретения — обеспечение плавного включения муфты и сокращение времени холостого хода поршня.

Это достигается тем, что в отверстиях поршня установлены золотники, выполненные со сливными каналами и взаимодействующие с одной стороны с нажимным диском, а с другой — с корпусом при аксиальном смещении поршня и нажимного диска.

Для фиксации золотников они выполнены с пазом вдоль продольной оси. Расстояние между наружными поверхностями образующихся при этом лепестков больше диаметра золотника.

Такое конструктивное выполнение позволяет регулировать давление в исполнительном цилиндре муфты в зависимости от хода поршня, улучшает плавность ее включения и сокращает продолжительность холостого хода поршня до момента начала сжатия пакета фрикционных дисков.

Кроме того, перемещение золотников, установленных в отверстиях поршня, осуществляется при включении муфты усилием, действующим на поршень от давления рабочей жидкости, а при включении — усилием возвратных пружин. Эти усилия велики и должны обеспечить надежную работу фрикционной муфты.

Фиксация золотников обеспечивается за счет сил трения, возникающих между лапками хвостовика золотника и стенками поршня, так как эти лапки разведены и работают как двойная лепестковая пружина.

Тарельчатые пружины установлены между поршнем и нажимным диском в частично сжатом состоянии. Это поджатие осуществляется при сборке этих деталей, I з

I!a фпг. 1 показана предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — муфта во время выбора зазоров между фрикционными дисками; на фиг. 3 — процесс слива рабочей жидкости через паз золотника в момент буксования муфты под нагрузкой; на фиг. 4 — полностью включенная муфта; на фиг. 5 — - слив рабочей жидкости из гидравлического цилиндра при включении муфгы; па фиг. G — золотник.

Многодисковая фрикционная муфта содсржиг корпус 1, в котором установлены поршень 2 с золотниками 3, упорный диск

4, че-, ыре ведущих диска 5, пять ведомых дисков 6, нажимной диск 7, две силовые тарельчатые пружины. 8 и возвратные пружины 9.

На золо — íèêå 3 выполнен паз а вдоль его продольной оси, образующий лепестки, диаметр которых больше диаметра золотника.

При включении муфты рабочая жидкость по каналу в корпусе поступает под поршень 2 и, создавая давлсние, перемещает поршень по направлению к фрикционным дискам 5 и 6 (фиг. 1).

Как показано на фиг. 2, при холостом

-ходе (до момента начала сжатия пакета дисков) поршень 2 и нажимной диск 7 перемещаются как одно целое, сливной канал, выполненный в виде паза а, при этом закрыт. Далее начинается сжатие пакета фрикционных дисков 5 и 6 HB?KHMHbIM диском 7. При этом происходит прогиб силовых тарельчатых пружин 8 и одновременно перемещение золотников 3, открывающих пазы а для слива рабочей жидкости из цилиндра (фиг. 3).

В конце своего хода поршень 2 опирается непосредственно на нажимной диск 7 и закрывает отверстия в поршне, в которых установлены золотники (фиг. 4).

При сжатии пакета фрикционных дисков крутящий момент передается с ведущих дисков 5 на ведомые диски 6.

Выключение муфты осуществляется путем сообщения полости ее гидравлического цилиндра со сливом через канал 10.

Суммарное усилие сжатия тарельчатых силовых пружин 8 и возвратных пружин 9 выбирается большим, чем центробежное давление рабочей жидкости на поршень 2.

67г780

За счст этого усилия рабочая жидкость вытесняется из цилиндра на слив. Поршень 2 принимает положение, показанное на фиг. 5.

Пазы а на золотнике 3 открываются.

Оставшаяся жидкость сливается из цилиндра через пазы а.

Возвратные пружины перемещают поршень 2 в положение, соответствующее выключенной муфте. При этом в конце хода

10 поршня 2 золотники 3, упираясь в стенку корпуса 1, перемещаются в поршне и закрывают пазы а (фиг. 1).

Паз в одном из золотников выполняется так, чтобы при упоре поршня 2 в корпус 1

15 оставалась небольшая щель для слива рабочей жидкости, случайно перетекающей в цилиндр выключенного фрикциона из системы управления фрикционной муфтой.

Формула изобретения

1. Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением, содержащая корпус, внутри которого установлен с возможностью осевого перемещения поршень со сквозными сливными отверстиями, выполненными напротив нажимного диска, комплекты ведущих и ведомых фрикционных дисков, упругий элемент, установленный между нажимным диском и поршнем, и возвратные пружины, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения ее плавного включения и сокращения времени холостого хода, в отверстиях поршня установлены золотники, выполненные со сливными каналами и взаимодействующие с одной стороны с нажимным диском, а с другой — с корпусом при аксиальном смещении поршня и нажимного диска.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, 40 что, с целью фиксации золотников, они выполнены с пазом вдоль продольной оси, образующим упругие лепестки, расстояние между наружными поверхностями которых больше диаметра золотника.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью улучшения ее характеристики включения, упругий элемент установлен с предварительным натягом.

Источники информации, «я0 принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М? 3362481, кл. 192 — 85, 09.01.68, фиг./ фиг.2 ф и.г.З фиг.6 фиг. 9

Корректор P. Беркович

Редактор Т. Горячева

Заказ 1539/9 Изд. № 428 Тираж 1139 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Н. Николаева

Техред Н. Строганова

Я 2

Фиг.5