Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛИСАКИЕ
ИЗОБРЕ7ЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сееетскик п677039
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.08. (7 (21) 2514222/24-07 с 1присоединением заявки №вЂ” (23) Пр,иоритет— (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 07.08.79 (51) М.Кл Н 02 К,15/00
Государственный комитет ао делам изобретений и открытий (53) УДК 321.617.49 (088.8) ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к способам контроля неравномерности их рабочего воздушного зазора, и может быть использовано для контроля эксцентричной установки пакета ротора относительно статора в закрытых электрических машинах.
Известен способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, основанный на электрических измерениях посредством датчиков, установленных на статоре электрической машины 11). Однако этот способ трудоемок в условиях серийного производства и не обладает достаточной точностью. 5
Известен также способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, содержащей станину с пакетом статора, цилиндрические элементы крепления подшипниковых щитов, раз- 2О мещенные на станине, и ротор с валом, путем перемещения измерительного органа по окружности относительно статора и фиксации неравномерности зазора по разности показаний измерительного органа (21.
Однако указанный способ сложен в реализации при контроле закрытых электрич"с ких м а шин.
Цель изобретения — упрощение фиксации несоосности установки пакета ротора з0 с валом относительно пакета статора в закрытой электрической машине. Для реализации поставленной цели измеряют разность диаметра шейки вала, выполненной соосно с пакетом ротора, и диаметра наружной поверхности элементов крепления подшипниковых щитов, выполненной ссоспо с пакетом статора, и по измеренной разности диаметров судят о неравномерности воздушного зазора.
На чертеже показана принципиальная схема установки для реализации данного способа.
Проверяемая электрическая машина, содержащая станину 1 с пакетом статора 2, цилнндрические элементы крепления 8 подшипниковых щитов 4, размещенных на станине 1, и ротор 5 с валом 6, снабженным шейкой 7, установлена на опорах 8 измерительной установки. Индикаторы 9 установлены с возможностью контакта с наружной цилиндрической поверхностью элементов крепления 8, выполненной с одной установки с расточками под щиты 4 относительно поверхности пакета статора 2, обращенной к пакету ротора 5.
Возросшие требования к качеству э ектрических машин приводят к необходимости отработки (хонингования) внутренней поверхности пакета статора 2 с базой от677039 носительно расточки под замки станины 1 с точностью радиального биения до сотых долей миллиметра.
Для реализации описываемого способа в электрической машине предварительн протачивают наружную поверхность элементов крепления 8 подшипниковых щитов
4 с одной установки с расточками под щиты 4, в связи с чем обеспечивается концентричность с высокой точностью контрольных поверхностей элементов крепления 8 и внутренней поверхности пакета и статора 2. В то же время допуски на геометрическую неравномерность поверхностей шеек вала, а также несоосность указанных поверхностей относительно активной поверхности пакета ротора 5 на порядок ниже контролируемой неравномерности зазора.
Способ осущесгвляется следующим образом.
Провбряежую электрическую машину в сборе. без вентилятора устанавливают на
- опорь1 8 измерйтельной установки. Закреп ляют индикаторы.9 на контрольных поверхностях элементов крепления 8 подшипниковых щитов 4. Далее проворачивают станину 1 вместе с пакетом статора 2 относительно индикатора 9 и по максимальному и минимальному биению определяют величину неравномерности воздушного зазора.
Фиксация неравномерности воздушного зазора путем замера разности диаметра шейки вала ротора и диаметра контрольной проточки на станине позволяют упростить процесс контроля в закрытой электрической машине. Предлагаемый способ позволяет определить следующие составляющие неравномерности воздушного зазора: несоосность замка подшипникового щита и отверстия в ступнице под подши".ник, несоосность посадочной поверхности и
s беговой дорожки наружного кольца подшипника.
Формула изобретения
10 Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, содержащей станину с пакетом статора, цилиндрические элементы крепления подшипниковых щитов, размещенные на ста15 нине, и ротор с валом, заключающийся в перемещении измерительного органа по окружности относительно статора и фиксации неравномерности зазора по разности показаний измерительного органа, от л и ч а20 ю шийся тем, что, с целью упрощения фиксации несоосности установки пакета ротора с валом относительно статора в закрытой электрической машине, измеряют разность диаметра шейки вала, соосной с
25 пакетом ротора, и диаметра наружной поверхности элементов крепления подшипниковых щитов, выполненной соосно с пакетом статора, и по измеренной разности диаметров судят о неравномерности воздуш30 ного зазора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
З5 1. Авторское свидетельство СССР № 48768, кл. 21 d, 32, 1936.
2. Гамке P. Г. Неисправности электрических машин. М.— Л., Госэнергоиздат, 1960, с. 193 — 195.
677039
Составитель В. Никоноров
Техред Т. Добровольская Корректор И. Симкина
Редактор В. Левитов
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 671/907 Изд. № 440 Тираж 865 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5