Двускоростной редуктор соосных винтов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М0 67729.Класс б2с, 12,„

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегветркровакв в Бюро изобретений Гес мвна СССР

А. Л. Дынкин

ДВУХСКОРОСТНОЙ РЕДУКТОР СООСНЫХ ВИНТОВ

Заявлено 2 января 1946 r. в Наркомавнапром СССР за № 10!25 (342!91) Опубликовано 31 декабря 1946 г.

Изобретение относится к двухскоростным редукторам для враще ния в противоположные стороны двух соосных воздушных винтов.

Известны двухскоростные редукторы того же назначения, заключающие в себе два солнечных колеса внутреннего зацепления, монтированных на коленчатом валу и сцепляющихся с системой соосных сателлитов; поводок этих сателлитов соединен с валом одного винта, а вал второго винта соединен с одним из сателлитов системы посредством закрепленной на валу солнечной шестерни, в то время. как другие сателлиты, жестко связанные с пер вымя, обкатываются по неподвиж ному солнечному колесу. Недостатком этих конструкций является передача через муфты сцепления всего момента двигателя от коленчатого вала к валам винтов, усложняющая конструкцию редукторов.

В предлагаемом двухскоростном редукторе для устранения указанно го недостатка, с целью передачи через муфту сцепления лишь части общего момента, применено свободно вращающееся и произвольно затормаживаемое солнечное колесо.

Это колесо сцепляется с третьими сателлитами, мо нтированными на том же поводке с возможностью не зависимого вращения относительно остальных сателлитов и сцепленными с одним из солнечных колес ведущего вала, причем второе солнечьое колесо сопряжено с ведущим валом муфтой свободного хода.

На чертеже фиг. изображает схему двухскоростного редуктора, фиг. 2 — другой вид схемы того же редуктора, фиг. 3 — план скоростей, фиг. 4 — многорядную муфту свободного хода в разрезе, фиг. 5— разрез по АБ фиг. 4.

С коленчатым валом 14 двигателя (фиг. !) связаны два солнечных колеса 1 и 2 внутреннего зацепления, причем колесо 2 связано жестко, а колесо 1 — с помощью механизма свободного хода 12.

Колесо 1 ведет большой сателлит 8, который связан с малым сателлитом 4, обкатывающимся по жестко связанному с корпусом 15 редуктора солнечному колесу 7, Колесо 2 ведет малый сателлит 5, зацепляющийся с солнечным коле сом 8, которое может либо вращаться вхолостую, либо быть остановлено с помощью фрикционной муфты 18 или иного тормоза. Сателлитная коробка (поводок) 9 укреплена на внешнем валу 10. Воль№ 67729 шой сателлит 8 приводит во вращение шестерню б, укрепленную на внутреннем валу 11.

Так как через механизм свободного хода 12 (фиг. 1) передается весь крутящий момент мотора, то чтобы обеспечить допустимое напря жение смятия на роликах механизм свободного хода выполняется мно горядным (2 или 3 ряда — в зависимости от крутящего момента мотора).

Звездочки 21 (фиг. 4 и 5) между собой не имеют жесткой связи. Они связаны с ведущим валом с помощью посаженной на шлицы этого вала ступицы 17 и пружин 18.

Предварительная затяжка пружин каждого ряда рассчитана на передачу 1/ или Чз в случае трех рядов роликов ирутящего момента мотора.

В случае заклинивания одного из рядов роликов 19, между звездочкой и обоймой 20, пружины этого ряда под действием полного момен та мотора сожмутся, звездочка сме стится относительно соседних и обе спечит их включение в работу.

Да нное устройство, помимо включения в работу всех рядов роликов, обеспечивает надежную работу узла механизма свободного хода, так как пружины смягчают работу, устраняя влияние неравномерности хода коленчатого вала на заклиненные ролики.

В выключенном состоянии (при работе на 2-й скорости) относитель ная скорость между звездочкой 21 и обоймой 20 невелика.

Чтобы устранить возможность ра скрутки винтов при пикировании, предусматривают постановку вспомогательного механизма свободного хода lб (фиг. 1) между шестерней 8 и корпусом 15 редуктора.

При нормальной работе шестерня

8 либо стоит (работа на 2-й скорости), либо вращается в сторону, об ратную вращен1ию коленчатого вала (работа на 1-й скорости)

При пикировании винты стремятся раскрутиться и выключают основной механизм свободного хода 12 (фиг. 1). При этом шестерня 8 получает вращение в сторону вращения коленчатого вала и, закли нивая вопомогательный механизм свободного хода, останавливается, восстанавливая связь между коленчатым валом и валами редуктора. В мо-мент, когда коленчатый вал снова начинает вести валы редуктора,. вспомогательный механизм свободного хода lб выключается и освобождает шестерню 8.

При работе на 1-й скорости муфта 18 выключена. Шестерня 1,. заклиненная механизмом свободного хода 12 на коленчатом валу

14, вращает сателлит 8, а с ним и. сателлит 4. Последний, обкатываясь по солнечному колесу 7, приводит во вращение (в сторону вращения коленчатого вала) поводок

9, а с ним и внешний вал 10.

Сателлит 8 приводит во вращение колесо б, а с ним и внутренний вал 11. Из плана скоростей (фиг. 3) видно, что ввиду расположения мгновенного полюса зацепления P на радиусе R =RS, выше полюса зацепления сателлита 8 < колесом б, расположенного на радиусе Rt;,. последнее получает вращение в сторону, обратную вращению внешнего вала Если привести окружную скорость на радиусе 14 к радиусу поводка Rn, то по равенству скоростей паводка о„ иприведенной скорости v, можно заключить, что обороты внутреннего вала равны оборотам внешнего вала, Это равенство достигается соответствующим подбором чисел зубьев шестерен..

При работе на 1-й скорости шестерни 2, 5 и 8 вращаются вхолостую.

Передаточное число редуктора на

1-й скорости определяется по формуле:

i —

Z Й1

Условие равенства оборотов внешнего и внутреннего валов определяется по формуле: з 2

Р

Z4 6 где г — число зубьев шестерни (индекс указывает номер шестерни, изображенной на фиг. 1). — 3— № 67729

При работе на 2-й скорости муфта 18 включена и шестерня 8 остановлена. Колесо 2 вращает сателлит 5, обкатывающийся по неподвижному колесу 8, и тем самым сообщает вращение поводку

9 с окружной скоростью, на радиусе поводка R „ равной v"„, причем v"„áîëüøå окружной скорости поводка v „ при работе на 1-й скорости (фиг. 3).

При этом сателлит 4, обкатываясь по колесу 7, вращает сателлит 8, который в свою очередь приводит во вращение шестерню б, а с ней н внутренний вал 11.

Окружная скорость на колесе б (v "a) больше окружной скорости при работе на 1-й скорости (v 6).

Приведя окружную скорость v" к радиусу поводка, видим, что

=- "„. значит обороты внешнего вала оавны оборотам внутреннего вала (фиг. 3). ,Это достигается подбором чисел зубьев шестерен по формуле:

8 з

Z6 Z6

Из плана скоростей видно, что при работе на 2-й скорости колесо

1 получает обороты большие, чем обороты коленчатого вала(о">)v <), вследствие этого происходит выключение механизма свободного хода и колесо 1 вращается вхолостую.

Передаточное число редуктора на

2-й скорости определяется по формуле:

Предмет изобретения

1. Двухскоростной редуктор соосных винтов, заключающий в себе два солнеччых колеса внутреннего зацепления, монтированных на коленчатом валу и сцепляющихся с системой соосных сателлитов, по водок которых соединен с валом од ного винта, а вал второго винта соединен с одним из сателлитов системы посредством закрепленной на валу солнечной шестерни, в то время как другие сателлиты, жестко связанные с первыми, обкатываются по неподвижному солнечному колесу, отличающийся применением свободно вращающегося и произвольно затормаживаемаго солнечного колеса 8, сцепленного с третьими сателлитами 3, монтированными на том же поводке с возможностью независимого вращения относительно остальных сателлитов и сцепленными с солнечным колесом 2 ведущего вала, причем второе солнечное колесо 1 сопряжено с ведущим валом муфтой свободного хода.

2. Форма выполнения редуктора по п. 1, отличающаяся тем, что муфта свободного хода выполнена роликовой многорядной и для обеспечения включения в работу всех рядов роликов звездочки каждого ряда выполнены раздельными и связанными с ведущим валом пружинными муфтами.

3. Редуктор по п. 1, отличаюшийся применением предупреждающей раскрутку винтов при пики ровании дополнительной муфтой свободного хода 16, один элемент которой неподвижен, а другой связан со свободно монтированным солнечным колесом 8.

¹ 67729

Фиг. 8

Фиг. 4

Фиг. 5

Отв. редактор А. Н. Панасенио.

Техн. редактор Л. М. Уша.

Л24870 Подписано к печати 15/I 1949 г. Тираж 500 экз. Цена 55 к. Зак. 2186

Тнп. «Московский печатник».