Устройство для исследований характеристик гребных винтов в модели судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ, Союз Соевтсиии
Социалистмивсмик вввсаублми с б
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено24.01.78 (21) 2584209/27 11 (5l) М. Кл
%.
В 63 В 9/02
В 63 Н 1/14 с присоединением заявки Ж
Гасударствеииый комитет .
СССР иа двлри извбрвтвиий и открытий (23) ПриоритетОпубликовано05.08. 79.Бюллетень №29 (53) УДК 629.12:
:532.00 1.,5 (088. 8) Дата опубликования описания 08.08.79
М. О. Зюзликова, И. М. Малых и Е. С. Осипов (72) Автбры изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО 0ЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ХАРАКТЕРИСТИК
ГРЕБНЫХ BHHTOB В МОПЕЛИ СУБНА
Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике, связанной с исследованием коэффициентов взаимодействия гребчого винта и корпуса судна.
Наиболее близким к из .бретению техническим решением является устройство для исследования характеристик гребных винтов в модели судна, содержашее динамометр, корпус, cMoHTMposaHHbJA в скелнгоне модели, вал гребного винта, установленный в корпусе на подшипниках, и бьтстроразъемную муфту замкового типа, соединяющую валы гребного винта и дииамометра 1).
Вследствие деформаций моделей в процессе вкспернмента, нестабильности трения в подшипниках валопровода и несоосности соединений валов получить высокую точность измерений, особенно . вблизи шага нулевого упора и нулевого момента, гребного винта, не удается.
Белью изобретения является повышение точности измерения упора и крутяшего момента гребного винта в мопелях судов.
Указанная цель достигается тем, что динамометр размешен непосредственно в корпусе устройства, вал гребного винта установлен на двух допускаюших осевое перемешение вала подшипниках у которых шарики в сепараторах расположены по винтовой линии, а между торцами сепаратора и ограничиваюшими буртиками наружного кольца установлены дополнительные шарики, муфта оборудована выполненным в габаритах диаметра вала компвнсатором несоосности соединяемых валов, образованным из шарнирно опертого стержня и концентричного ему полого цилиндра, на котором посредством радиальных прорезей изготовлены два упругих кольца, причем плоскости колец совмешены с центрами поворотов шарнирных опор стержня.
На фиг. 1 изображено устройство для исследований характеристик гребных винтов в модели судна, смонтированное в
677985
45 з скельтоне модели, продольный разрез; на фиг. 2 — узел А фиг. 1.
Устройство состоит из корпуса 1 цилиндрической формы, вала 2 гребного винта, специальных шарикоподшипников 3, допускавших свободу перемещений вала в осевом направлении, винтового динамометра 4, установленного в корпусе, соединителbHoA муфты 5, hoMBeHCBTopa 6 несоосности соединяемых валов и клю ча 7 для рассоединения муфты, В подшипнике для уменьшения выработки канавок„. препятствующих перемещению вала на величину измерительного перемещения преобразователя упора, и снижения трения шарики 8 в сепараторе 9 расположены равномерно по винтовой линии, а между сепаратором и ограничивающими буртиками наружного кольца 10 установлены дополнительные шарики 1 1, Компенсатор несоосности выполнен из стержня
-12 с уменьшениями в диаметре по концам, образующими два шарнира 13 и 14, и концентричного ему цилиндра 15, на котором посредством радиальных проре» зей изготовлены два кольца 16 и 17, При этом поперечные плоскости симметрии уменьшенных участков стержня 1 2 (центры поворотов шарниров) и плоскости колец 16 и 17 совмещены. Компенсатор встроен в полумуфту 18, расположенную на валу гребного винта. Бчорая полумуфта 19 установлена на валу 20 динамометра.
Упор и крутящий момент гребного вин1 та через вал 2, кэмITaícàòîð 6 и муфту 5 передают на вал 29 динамометра 4. Измерительные преобразователи последнего рырабатывают электрический сигнал, пропорциональный измеряемым величипам.
Благодаря размещению дипамометра и вала гребного винта в корпусе устройства исключены погрешности от деформаций модели судна в процессе испытаний, так
4 как относительное смешение вала гребного винта и вала динамометра при таких леформациях отсутствует.
Формула изобретения
Устройство для исследований характеристик гребных винтов в модели судI0 на, содержащее динамометр, корпус, смонтированный в скельтоне модели, вал гребного винта, установленный в корпусе на подшипниках, и быстроразъемную муфту замкового типа, соединяющую валы греб15 ного винта и динамометра, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения упора и крутящего момента гребного винта в моделях судов, динамометр размещен непосредственно в
20 корпусе устройства, вал гребного винта установлен на двух допускающих осевое перемещение подшипниках, у Которых шарики в сепараторах расположены по винтовой пинии, а между торцами сепа-
25 ратора и ограничивающими буртиками наружного кольца установлены дополнительные шарики, муфта оборудована компенсатором несоосности соединяемых валов, выполненным в габаритах диамет30 ра вала и образованным из шарнирно опертого стержня и концентричнрго ему полого цилиндра, на котором посредством радиальных прорезей изготовлены два упругих кольца, причем плоскости колец
1 - совмещены с центрами поворотов шарнирн ых опор с тержня, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Изыскание и разработка на базе
40 современной измерительной техники методов и средств проведения эксперимента в опытовых бассейнах (отчет), К-V II
-114, выпуск 13313, предприятие, Л,, 1968, с. 86, рис. 14а (прототип),